Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:56 

Чудеса навигации

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Но лично мне ни рационалистом, ни даже рационалом не быть и не бывать. Мои передвижения по информационному полю, лишенные всяких следов планомерности, обычно описываются безличными глаголами «и тут меня ка-к подбросило, а потом стукнуло чем-то таким, от чего утянуло туда-то и туда-то, откуда я до сих пор выкарабкиваюсь». Очередная моя экскурсия в дебри сообщества TheirLoveIsSoLiterary! - это еще было понятно, и среди прочего оттуда была вытащена англоязычная сага о том, как профессор Аронакс не смог на суше жить (ну правильно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок, а к сердцу француза – через вкусовые рецепторы), которой я чем дальше, тем больше проникаюсь (и в стол перевожу).
(Теперь у меня появилась очередная проблема бытия – каким образом, а главное, зачем, у нас Aronnax стал Аронаксом. Тем более, меня тут Лев Успенский сбил с панталыку как именно).
Какими путями меня вынесло на англоязычную же статью James W. Maertens «Между Жюлем Верном и Уолтом Диснеем: мозги, мускулы и мужское желание в «20000 лье под водой», это уже несколько сложнее объяснить (в целом теми же путями). Автор рассматривает диснеевский фильм через модели маскулинности, гендерные конструкции, не без налета фрейдизма – и в принципе волен это делать. Некоторые вещи пережаты, кое-что здраво и интересно.
Постепенно я начал осознавать, что некоторые фильмы эпохи холодной войны перевели романы Верна на культурный код этой эпохи, смещая акценты и меняя персонажей. Все они пробуждали ностальгию по викторианскому миру с его классовыми различиями и колониальным богатством. Но эта ностальгия, очевидно, служила технологической пропаганде, что-то вроде мифа об Икаре или о Прометее – инженер-гений прежних времен, предвещающий технические чудеса нынешнего дня. Век промышленной революции использовался как метафора электронных и атомных революций, последовавших за второй мировой войной. (...) Голливуд преображает научную фантастику Верна, его дидактический труд, в научную фантазию, которая «использует науку в чисто повествовательных целях» (...) В результате зритель отвлекается от осмысленного знакомства с научными концепциями и фактами, погружаясь в воображаемые и мифологические измерения верновского текста.
На словах «холодная война» меня и торкнуло – вспомнилось, что у нас-то, с другой стороны железного занавеса, была своя экранизация. Помнилась она мне мало чем - только тем, что капитан Немо вроде как был безбожно идеализирован, и что у Аронакса там появилась неканоническая жена, которая пела ему песенку:
Без синих волн, без дальних дорог
Не могут жить мужчины,
А жены ждут, считая года,
И будет так всегда, -
из чего явно следовало, что на предмет рассмотрения там еще копать и копать. Автор сих строк полез копать, получил все, что ему причиталось, и сейчас, в самом деле, будет приводить (в переводе) американскую картинку и дорисовывать к ней советскую сторону. Потому что искать черных кошек в хорошо освещенных каютах исходного текста – занятие не очень плодотворное (хотя и не лишенное интересных нюансов), а вот сценаристы этих кошек туда напустили в количествах (одну я вам точно продемонстрирую). А тема кинематографических вольностей меня всегда интересовала (особенно если считать признаком заинтересованности вопли с дивана: «ну каааак?! ну зачееем?! это и значит - визуализация? о чем они думали? вот не верю, что именно об этом!»). Здесь, по-моему, оба примера показательны - обе империи обходятся с текстом так, чтобы выдвигать из него такие идеи, какие соответствующей из них ближе, при этом ведут себя как та невинная принцесса, в результате получается... то, что получается. Если бы фильм снимался сейчас, многое в нем, наверное, смотрелось бы по-другому - да и снималось бы по-другому (во всяком случае, герои вряд ли оказывались бы в одной постели :) ) Сексуальности не обещаю, но с аспектами взаимоотношений будет непросто.
И, разумеется, картинка будет большей частью в виде кадров. А еще будут жирным шрифтом цитаты из статьи, курсивом – цитаты из фильмов, а в кавычках – из романа. Потому что из меня скорее можно вытрясти двести кадров и сорок страниц цитат, чем одно оценочное суждение. Тем более, очень затруднительно гадать о мотивах поступков незнакомых мне людей, куда легче тыкать пальцем в то, что видишь.
А если не хочется лазать в море – можно просто посмотреть на аргонавта. Который наутилус и помпилиус. Из нашего, конечно, фильма.

читать дальше
продолжение - в комментах
P.S. Собираюсь (наконец-то не урывками по телевизору) смотреть нашего "Морского волка". По итогам недавнего краткого заглядывания в фильм ван Вейдена хочется загрызть. По итогам еще более краткого заглядывания в книгу - вроде нет, не хочется. (пока что примерно так. будем верифицировать.)



 
запись создана: 25.07.2012 в 18:25

@музыка: Nautilus Pompilius - Дыхание. Канон, ерш морской...

@темы: "Выстрелы" с монитора, (Про)чтение, Культпоходное

URL
Комментарии
2012-09-29 в 19:29 

tes3m
Иногда похоже Даже не похоже, а оно и есть, но не в том дело. Вот есть давняя привычная вещь — писатели испокон веков описывали себя, часто идеализированно. Зачем делать вид, что этого не было, что вот только что такое появилось, а потом, обнаружив это у Толстого, начинать ужасаться, мол, "Как же так! Толстой! Классик! А до такого докатился. Как какая нибудь девочка-фикрайтерша!" Будто у той девочки плохо то, что она пишет о себе, а не то, что она плохо пишет. А Толстой — хорошо. Так что «Марти Сью» его Левин или Пьер — какая разница? Можно так, можно, и нечего придумывать, что нельзя — на том только основании, что какие-то девочки пробовали и у них вышло плохо.

2012-10-03 в 18:24 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Вот такой вариант в голову не приходил - что Толстой в чьей-то аргументации как девочка, а не девочка как Толстой :)

URL
2012-10-04 в 09:46 

tes3m
FleetinG_, Ну, если девочка как Толстой, меня это не задевает! Задевает, когда несправедливо пишут о Толстом.

2012-10-04 в 10:19 

tes3m
Негр появился, может, еще и потому, что в "Пятнадцатилетнем капитане" есть, в "Таинственном острове" есть, а тут нет, и они решили, что это неправильно.=)
отчетливо слышится посыл "зритель на это не пойдет, ему надо чуточку редуцировать" :alles: Сколько всего было снято с таким посылом. И как меня это раздражает! И насчет переделок — мне очень жаль, кстати, что никто не снял сериал вроде "Графини де Монсаро"по "Виконту де Бражелону". Близко к тексту, он же так хорош сам по себе. А вот переделки, пожалуйста, были. И у нас, и в Голливуде (с ди Каприо).

2012-10-11 в 17:31 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Сколько всего было снято с таким посылом. Да уже столько, что для кинематографа это считается практически нормой (хотя еще Чапек на этот счет прохаживался). Что увы...
Надо будет как-нибудь добраться до виконта. Я еще отзыв Стивенсона у тебя помню, и тебе верю :)

URL
2012-10-11 в 18:54 

tes3m
Кстати, нашла еще хорошую статью Стивенсона о книгах.
flibusta.net/b/80586/read

2012-10-11 в 19:03 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Спасибо! :red:

URL
2013-12-14 в 19:09 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
FleetinG_, привет! Можно я сделаю перепост этого исследования для сообщества Жизнь и искусство в стиле "Adventure"? По крайней мере, первой части - где про два старых фильма? Это же потрясающе, до чего все подробно разобрано!

2013-12-15 в 02:53 

Илэра
Белка с о****ми
FleetinG_, спасибо за пост, захотелось посмотреть наш сериал)

2013-12-28 в 18:27 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Stella Lontana, если не будет оно там как слон в посудной лавке - конечно же, забирайте! :)
Илэра, удачи вам ;)

URL
2013-12-28 в 18:29 

Илэра
Белка с о****ми
FleetinG_, посмотрела, заценила :-D

2013-12-28 в 18:35 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
:friend2:

URL
2013-12-30 в 22:33 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
FleetinG_, о, спасибо! Тогда сделаю перепост или завтра, если успею, или уже в новом году.
Я вот тоже скачала наш сериал под влиянием этого поста )

2014-01-25 в 16:24 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
FleetinG_, меня все-таки закрутил Новый год, так что перепост выложила только сейчас :shy:
Вот ссылка: toll-gate.diary.ru/p194989512.htm

2014-01-25 в 16:42 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
FleetinG_, и ссылка на перепост про фильм 1997 года - toll-gate.diary.ru/p194990126.htm

2014-01-25 в 20:36 

Илэра
Белка с о****ми
Stella Lontana, надеюсь, тебе понравится) у нас такой Немо :crazylove:

2014-01-25 в 23:40 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Илэра, ты про наш фильм? Там прекрасный Немо (и вообще офигительный Нед Ленд), но в целом я поняла, что вся эта история - все-таки не моя трава :/

2014-01-26 в 01:19 

Илэра
Белка с о****ми
Stella Lontana, жаль :small:

2014-01-26 в 01:32 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Илэра, да ну, есть много других историй :)

2015-09-25 в 00:35 

Хриза
*усмешка*
:five:

(У меня тут, кстати, еще одна драма (в Лифляндии) – выяснилось, что в «Сломанной подкове» Юрский практически неканон. Пребываю в прострации.) Часть мозга, пораженная известным вирусом, подсказывает: гексль, хорошо дуализированный с Конселем
т.е. Аронакс - Гексли?

2015-09-30 в 18:35 

FleetinG_
Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя! (с)
Хриза, это Консель Габен, а Аронакс хорошо в мозгу подстраивается, но так вроде похож, был бы типичный жюльверновский дон, кабы не этик-разэтик :)

URL
2015-09-30 в 19:44 

Хриза
*усмешка*
FleetinG_, Консель Габен
Хм-мм, вполне подходит! В общем, принимаю ваш хедканон про дуализировавшихся Аронакса и Конселя.:D

   

Захламленная комната

главная