Почти случайно мне попалась в руки читанная еще в детстве книга Ю.Дмитриева о птицах из цикла "Соседи по планете". Помнилось мне с тех пор только то, что книжка очень хорошая, и теперь это можно только подтвердить. А еще я тихо шалею от разнообразия видов и поведения, особенно по части "этики и психологии семейной жизни" Может быть, с пернатыми это внушительнее работает, чем с млекопитающими - те вон какие разные, а эти вроде как все с крылышками, все летают... А нам с вами и вообще ориентироваться можно только на братьев-приматов, разве что они не живут в многоэтажных термитниках, не едят мяса и устраивают загонную охоту... Но понятия о естественном поведении мне тут подрасширило порядочно, впечатления в моем пересказе следуют.
Прежде всего, мне всегда казалось, что нормальная птичка сидит на яйцах и занимается птенцами, а птичк таскает ей еду и защищает гнездо. И да, так бывает - у орлов, соколов, куропаток, рябчиков, лебедей, гусей. Но у многих птиц родительские обязанности распределяются точно поровну, как в высиживании, так и в кормлении - у казуаров, альбатросов, буревестников, бакланов, аистов, караваек, осоедов, грифов, журавлей, голубей, какаду, козодоев, стрижей, дятлов, ласточек, дроздов, корольков, клестов, щурков (у последних, как и у некоторых других из упомянутых, под конец высиживания на яйцах остается самка, а самец носит ей еду, потом они летают за едой оба). Насиживает самка, а выкармливают оба родителя у выпей, жаворонков, трясогузок, сорокопутов, крапивников, горихвосток, синиц, иволг. Зимородки, наоборот, высиживают яйца по очереди, а кормит птенцов только самка. Самка удода сначала сидит на яйцах сама, а самец кормит ее, потом на яйца садится самец, он же и выкармливает птенцов. У фазанов самец держится поблизости от гнезда, когда самка насиживает яйца, после появления птенцов уходит подальше, но, когда птенцы подрастут, возвращается. Полностью забота о потомстве лежит на матери у тетеревов, глухарей, перепелов, уларов, уток-крякв, колибри.
Королевские пингвины и пингвины Адели тоже сменяют друг друга при насиживании более-менее "по справедливости". А вот когда откладывает яйцо (одно!) самка императорского пингвина, она несколько часов держит его на лапах, затем передает самцу и уходит к морю. Самец два месяца, причем самых суровых в году, почти неподвижно стоит на морозе и на ветру, держа на лапах яйцо и прикрывая его кожистой складкой. Через два месяца возвращается самка, нагулявшая жир, и сменяет самца, который за это время теряет половину своего веса. Вскоре появляется птенец, которого самка некоторое время держит на лапах, а через месяц возвращается самец и снова принимает птенчика на воспитание.
Страусы нередко «гуляют» компаниями из одного самца и 3-4 самок. При этом, когда самки откладывают яйца, самец сразу закатывает их под себя, а потом «старшая жена» выгоняет всех остальных, и потомство они высиживают и воспитывают уже вдвоем. Есть мнение, что такое поведение не свойственно страусам изначально, а возникло в результате массового отстрела самцов. И еще: если уже вылупившемуся страусенку по каким-то причинам приходится выбирать между отцом и матерью, он остается с отцом: тот его охраняет, обучает и прикрывает от африканского солнца.
Зато про южноамериканских страусов – нанду – однозначно установлено, что самец живет с 5-6 самками. Как только они отложат яйца (два-три десятка), самец теряет к ним всякий интерес. Нет-нет, не к яйцам, а к самкам. После чего они всем гаремом уходят к кому-нибудь другому, а самец садится на яйца, высиживает их и растит потомство, даже на спине их, если надо, таскает. Так же поступает страус эму, причем он, как пингвин, все время высиживания (7-9 недель) практически не двигается и совсем не ест.
У некоторых птиц муж приносит пищу для птенцов, а жена «готовит». Например, у караваек она проглатывает принесенную еду, потом подставляет клюв птенцам, и те вылавливают червей, моллюсков и рачков из ее горла. А самка ястреба-тетеревятника, получив от самца добычу, очищает ее от перьев или шкурки, приносит мясо в гнездо и раздает птенцам. Если же самка погибнет, самец так и будет бросать неочищенную еду в гнездо, пока птенцы не умрут от голода, потому что сами не могут ее съесть в этом виде. Так же поступают соколы-чеглоки, причем самец после удачной охоты подает самке сигнал, и они встречаются метрах в двухстах от гнезда, где самка ощипывает добычу, возвращается в гнездо, разрывает мясо на маленькие кусочки и раздает птенцам.
читать дальшеСовы откладывают яйца не одновременно, а с перерывами, поэтому в одном гнезде находятся птенцы разных возрастов, вместе с ожидающими своей очереди яйцами. Когда родители улетают за кормом, старшие птенцы согревают яйца и охраняют младших.
У горихвосток и зарянок самец сначала занимает территорию, а потом подает сигнал самке, которая прилетает на застолбленное место. А вот у попугая-нестора уже самка начинает подготовку к супружеству со строительства гнезда. Основательно так строит, год или два. На готовую жилплощадь прилетает самец, и, когда появляются яйца, он кормит высиживающую самку, а потом и новорожденных птенцов. Затем самка бросает семью, а самец продолжает возиться с птенцами. При этом поблизости у него может еще быть одно-два таких же гнезда!
Если во время выкармливания птенцов погибает самец чечевицы, их тут же усыновляет другой, а может быть, потом и третий. Бывает, что и самец живет на два дома и опекает два выводка из разных гнезд – самки ничуть не возражают.
Буревестники кормят птенца несколько месяцев, а в один прекрасный день вдруг резко перестают. Птенец ждет еще дней пять, потом вылезает из гнезда, но далеко не отходит, все еще надеясь, что мама с папой пошутили и скоро вернутся с едой, а потом уже покидает его окончательно. Чтобы добраться до воды, где водится еда, ему может понадобиться двое суток.
А вот родители-бакланы не только кормят птенцов, но и поят, таская воду в клюве, и даже носят в гнездо мокрые водоросли, чтобы дитятко не изнемогло от жары. И дитятко, уже встав на крыло, но еще не построив своего гнезда, может через несколько лет вернуться пожить с папой-мамой в родной колонии.
Дальше всего в "иждивенчестве" пошли птенцы египетских цапель – по крайней мере, тех, что расселяются за пределами родного Египта. Еще не слезши с длинной родительской шеи, они уже вовсю занимаются личной жизнью, и выводят птенцов, когда самих-то их еще кормят из клювика. В результате они клянчат пищу не только на себя, но и на свое потомство – что и получают. Но на следующий год, когда «молодожены» становятся самостоятельными, их детишки осчастливят их внуками...
А вот некоторые виды сорных кур решили проблему «отцов и детей» кардинально - они вообще друг с другом не знакомятся. Так, малео из Полинезии роют в песке ямы в метр глубиной и откладывают в них яйца, причем возвращаются с новой кладкой от четырех до восьми раз. Цыплята выводятся сами, вылезают наружу и начинают самостоятельную жизнь. Джунглевые куры и кустарниковые индейки сооружают настоящие инкубаторы – устраивают кучи из земли и листьев, в которых тепло поддерживается само. У глазчатых кур самцу все время приходится следить за техническим состоянием этого инкубатора, снимать и нагребать песок, проветривать и согревать: ведь температура должна быть 33 градуса, и хоть ты тресни. В это самое время вылупившееся чадо, выбиваясь из сил, может несколько часов (или даже суток) лезть наверх из-под земли и листьев, так, что когда вылезет, бредет в ближайшую тень и два часа лежит там, но помощи от папы оно не дождется – у каждого своя работа, в конце концов.
Стрижи занимаются «планированием семьи» - их жизнь слишком зависима от погоды и от количества насекомых, летающих в воздухе. Если пищи мало, температура их тела становится слишком низкой для высиживания, и они сами выбрасывают яйца из гнезда. Если же птенцы все-таки выводятся, а за пищей приходится улетать за 60-70 километров от гнезда, стрижата впадают в нечто вроде спячки и могут обходиться без пищи 10-12 дней.
Пока самка дроздовидной камышевки строит гнездо и таскает стройматериалы, самец всюду сопровождает ее, но участия в строительстве не принимает. Но, если у пары бывает вторая кладка, самка садится на яйца, а птенцов первого выводка, которые еще находятся в гнезде, выкармливает один самец.
Самка птицы-носорога, чтобы защититься от змей, замуровывает себя и яйца в дупле дерева – самец в это время только подтаскивает строительный материал. Когда она защищена от мира, супруг таскает пропитание сначала ей, затем и потомству тоже. Птенцы подрастают, и мать взламывает стенку, чтобы выбраться наружу. Причем у мелких носорогов-токо она выбирается одна и начинает носить пищу птенцам вместе с самцом, а птенцы остаются в дупле и дожидаются момента, когда смогут сами проломить стенку. Родители оказывают им лишь моральную поддержку – поощряют криками.
О кукушках, подкидывающих птенцов в чужие гнезда, знают все. Однажды в Англии была устроена выставка кукушечьих яиц, собранных в 76 гнездах различных видов птиц – там было 919 яиц разных цветов, раскраски и величины. Кстати, «матери-кукушки» встречаются и среди уток (у пеганок и огарей утки-родители вместе воспитывают выводок, не глядя на то, сколько в нем яиц и от кого, а южноамериканская утка гетеронетта ухитряется подкладывать свои яйца даже в гнезда хищных птиц), а также этим грешат «пчелиные кукушки», или медоуказчики (они не кукушки, они из отряда дятлов). Не так уж широко известно и то, что из 130 видов кукушек занимается этой «некрасивой» практикой лишь 50 видов, так что большинство из них и гнезда строят, и высиживают, и выкармливают птенцов. Есть варианты - бывает, кукушки подкладывают свои яйца в чужие гнезда, но сами высиживают и выкармливают; или же, когда птенец вылетит из гнезда, встречаются с ним и «докармливают» дальше. Личинкоеды ани (тоже кукушки, из Южной Америки) сразу строят коллективное гнездо, откладывают туда яйца, несколько птиц садятся их насиживать, а потом их сменяют «соседи по общежитию».
Фламинго, бывает, улетают искать пищи за несколько десятков километров от гнезда, а за птенцами следит «сторож-нянька», который караулит птенцов, а с наступлением сумерек разводит их по гнездам, строго следя, чтобы никто не терялся и не отставал.
Самка гаги сидит на гнезде около месяца и ничего не ест, а когда появляются птенцы, она сразу же выводит их в море и находит закрытую бухту, где собираются и другие мамаши со своими выводками. Такой «детский сад» существует месяца два.