Вот это тоже про солнышко, но про правильное, не купленное-проданное. Это очень занятная книга еще чертовски молодого, тридцатилетнего Ива Монтана "Солнцем полна голова", с подзаголовком "воспоминания, записанные Жаном Дени". Уж не знаю, кого из них за это хвалить, но написано, как мне показалось, очень живо и интересно, о жизни в трудном мире, но без депрессивности. Такая весенняя доза витаминов

Жизнь героев подчинена точному распорядку. Она делится на вполне определенные периоды, которые изящно чередуются, как карты в игре. Валет. Дама. Король. Туз... Даже их дни могут расположиться строго в том порядке, в каком они были прожиты, и промаршировать сквозь столетия, как солдаты победоносной армии, под просвещенным руководством биографов. Читая такие жизнеописания, вы чувствуете себя пристыженным, вы, чье прошлое – настоящий хаос, а детство – своенравная толпа дней, в которой невозможно навести порядок.
О, мои прошлые дни, разбежавшиеся, как стадо без присмотра! Для того, чтобы собрать вас снова, потребовалось бы терпение ангела и профессиональная добросовестность пастуха.
Но стоите ли вы этих трудов? Может быть, вы и существовали лишь для того, чтобы быть забытыми, когда испарилась оживлявшая вас беззаботность? Не были ли вы сделаны из того неуловимого вещества, которое называется «день за днем» и которое невозможно сохранить?

Во время этого последнего мирного затишья в 1938 году Шарль Трене заставил петь решительно всех. Забавные, озорные слова и легкие и нежные мелодии его песенок, проникавшие прямо в душу, действовали на всех, как глоток кислорода. Люди молодели, напевая их. Усталость исчезала. Руки превращались в крылья. Пестрыми бабочками порхали в голове слова, задевая и сердце. Исчезали заботы и мрачные мысли.
Я ходил в один зал, где за несколько франков можно было всласть наслушаться пластинок Шарля Трене. В маленькой кабинке стояло нечто вроде телефона. А на другом конце провода находился кто-то, необычайно счастливый. Он делился с вами своей радостью, он пел о солнце, о безумной любви, об изменчивом ветре, о ласточках, о бродяжничестве и беспечности. Вечный друг. Поэт в сдвинутой на затылок шляпе, которая напоминает ореол...

Мать разрезает хлебец в длину и вкладывает в него кусок сыра. Все это она заворачивает в газету и уходит вслед за отцом. Это работа. Мы остаемся одни – сестра, брат и я.
В такие дни, когда работа отнимала у нас отца и мать и отпускала их, измученных, только к вечеру, нам часто приходилось делить между собой одно-единственное яйцо.
Иногда дома бывал хлеб и сыр, и тогда все было просто. Но все-таки нам часто приходилось довольствоваться этим единственным яйцом.
- Осторожней с яйцом! – говорила мать.
Во дворе слышались ее шаги, смешивающиеся со звуком шагов отца, и камешки громко скрипели под их башмаками. Потом шаги замирали. Яйцо одиноко сверкало на маленьком буфете, гордое, как бриллиант. Мы не могли оторвать от него глаз.
читать дальше

Вокруг судов, заходивших в гавань, закипала хлопотливая жизнь. Крикливые торговцы носились по дебаркадеру, теребя туристов с самодовольными физиономиями. Рев сирены встряхивал толпу, как удар тока, и взволнованные дамы спешили к сходням. Тогда-то и появлялся бродячий музыкант со своим помощником. Их тщательно рассчитанное появление вносило в толкотню видимость порядка.
Музыкант забирался на ящик, доставал из футляра скрипку и принимался долго настраивать ее. Его пиликанье уже само по себе сильно раздражало всех этих людей, охваченных горячкой близкого отъезда. Затем он начинал со страдальческим видом играть, страшно фальшивя.
читать дальше

Неизвестно почему, но парикмахерская – это место, где люди сбрасывают свои маски. Делец пускается здесь в откровенности. Недотрога вспоминает свои романы. Циник становится сентиментальным. Если бы обстановка была более величественной, то легко можно было бы вообразить, что находишься в огромной исповедальне, куда каждый под тем пустым предлогом, что ему надо поправить прическу, приходит, чтобы излить при свидетелях то, что лежит у него на душе. (...)
Нужно сказать, что женщины, приходившие сюда привести в порядок свои прически, мало чем напоминали клиенток моей сестры: большей частью это были не блещущие целомудрием девицы, которые ловили в порту туристов и матросов. читать дальше

Нас спасали воскресенья. Может быть, это пошлый день, который для некоторых состоит из перчаток и котелков, кривлянья и вежливых ужимок: «ах, прошу вас», «моя дорогая», «какой прекрасный вечер», «разумеется, разумеется»; может быть, это тюрьма из целлулоида и камерной музыки. Но для тех, кто потеет целую неделю, это передышка, отдых, веселье, победа над усталостью. читать дальше
(перевод М.Кочарян)