На фоне дискуссии у  Эрл Грей о производственных романах всплыл в памяти текст, который когда-то здорово послужил мне для того, что упомянуто в заголовке. Преимущественно тем, что каждое слово - в точку
К сожалению, самого текста в Сети тоже не видно...

- Во-первых, твоя повесть показалась мне похожей на десятки других. Уже были таланты, которым директора мешали работать. Уже были лжеученые, которые стараются выставить из своих институтов самых способных сотрудников, потому что завидуют и боятся соперничества, в котором они проигрывают. Все это, наверное, так и есть. Но еще никто не изобразил это как явление, которое не падает с потолка, а связано с состоянием нашей науки. История личных отношений не подготовлена, кажется возникшей случайно. Она подчас возникает случайно, но у тебя получается, что герой влюбился в женщину не потому, что она красива, умна или чем-то близка ему, а потому, что она заступилась за него на ученом совете. Ты меня извини, я говорю бессвязно, но раз уж ты взялась за это хлопотливое дело, надо было написать эту повесть совершенно иначе.
***
Впервые ей пришло в голову, что эти же заботы обдумывались и обсуждались рядом с ней, в соседней комнате, в кабинете ее мужа, заботы, о которых важно и интересно писать. Между тем ни один из ее героев не был изображен с натуры. Она писала либо о тех, кто встретился в жизни и исчез, оставив смутное, приблизительное впечатление, либо о выдуманных людях, существующих лишь в ее воображении. Ни один из ее героев не был списан с натуры с живыми, ему одному свойственными чертами. Но инстинктивно Лиза чувствовала, что эта работа ей не под силу. Нужно было что-то иметь, чего она не имела. «Компас», - вспомнила она рецензента. Она познакомилась с пожилым мастером, работающим много лет на автомобильном заводе, и попыталась записать его биографию. И записала, хотя даже это было почему-то трудно. Не было того, что должно было отличать этого мастера от сотен других. На деле, без сомнения, было, но осталось незамеченным, непонятым, скрытым. И она не нашла тех единственных слов, которые не попадали бы мимо цели.

(В.Каверин. А жизнь идет)
А теперь еще подумалось: все-таки тяга к эпосу, а следовательно - к повторяющимся историям, где есть герой и препятствия, непреодолима с древних времен, и не только у авторов, но и у читателей...