Ну и, собственно, к вопросу о датском Сопротивлении, и о том, откуда у меня с недавних пор возник такой вопрос...
Во-первых, можете меня поздравить – у меня проявился интерес к фильму про людей, которые убивают. То есть тьма анимешных киллеров стройными рядами прошла мимо, про Черную Мамбу помнится лишь то, как она с хрустом раскатала полный дом противников, девочка Матильда со своим наставником были, но следов не оставили, про бесславных ублюдков и смотреть не захотелось (теперь, скорее всего, смотреть буду, и скорее всего, не понравится) – а тут вдруг переклинило.
Вообще-то, эти люди убивают не просто так, а в условиях войны. Но в этом фильме они действуют не так, как на фронте, тем более что фронта у них нет, и даже не так, как в подполье. Пожалуй, здесь они не столько убивают, сколько осуществляют казнь. Поэтому тот, кто стреляет, делает свое дело завораживающе спокойно, как Авадонна, в сознании своего права, не таясь и не убегая. А тот, кто ждет его в машине, чтобы скрыться, волнуется за двоих, хотя на самом деле отчаянно храбр и умеет быть целеустремленным. Потом ему тоже приходится стрелять. С каждым днем события все больше выходят из-под контроля. С каждым днем из жизни их вычитается что-нибудь еще – правота, привязанность, доверие, патриотизм, сознание смысла, и само the armor-plating of a cause to believe in (c) Ross – все, кроме друг друга и смерти. Потом смерть настигает их.
Однажды при жизни их хотели сделать героями для произнесения речей. Но они отказались и стали просто героями, хоть и посмертно.
А во-вторых, все вышесказанное происходит в Дании. Именно в той маленькой, почти уже совсем мирной стране, откуда все буйные уплыли еще с Вильгельмом Завоевателем. Именно в том уютном Копенгагене, где выстрелы звучат особенно громко и дико. Где героев фильма чтут как национальных героев, но предпочитают особо о них не упоминать. Когда о тех, кто носили имена Пламя и Цитрон, вспомнил режиссер Оле Кристиан Мадсен, получился самый высокобюджетный фильм во всем датском кинематографе.
«Мой фильм – взгляд в сердца двух человек, которые решаются отнимать жизни и становятся убийцами... Здесь идет речь об эстетике и анатомии убийства, о цене, которую ты платишь, когда пересекаешь тонкую красную линию, когда теряешь свою человечность ради чего-то большего. Чего это стоит - нажать на курок, когда противник безоружен? Сколько любви может вместиться в жизнь борца за свободу? Вот то, что я хотел исследовать. (...) Я хотел построить свой фильм только на ритуалах – как убивать, как стрелять... только два парня, которые двигаются своим путем, потому что их характеры грандиозны. Это не обычные люди, которые оказываются в экстремальной ситуации; они не нормальны – это исключительные люди в исключительных ситуациях. Мой фильм – скорее не романтическое повествование о войне, а рассказ о том, как сложно быть частью войны. У всякого свои причины сражаться или сдаться». Оле Кристиан Мадсен. Интервью (все остальные его высказывания будут оттуда же)
А больше я почти не буду распространяться о фильме и буду просто тыкать пальцем в кадры, в излюбленном мною здесь режиме диафильма. Тем, кто захочет после этого увидеть фильм, очень советую слушать его на языке оригинала. Не ради языковых красот, а чтобы оценить голос Туре Линдхардта (Пламя), который в самые «громкие» моменты не поднимается выше полушепота. Тех, кто фильм видел, предупреждаю, что здесь я больше полагаюсь на английские субтитры (вот они лежат) , чем на существующий русский дубляж. При разночтениях они звучат более логично.
А еще будут исторические справки, по большинству показывающие, что не так все было, совсем не так. Ветераны и историки, смотревшие фильм, отмечают много несоответствий - что герои больше думали о безопасности, своей и всей группы, о тщательной проверке виновности тех, кого предполагалось убивать, не собирались всей группой в том кабачке, где обедали гестаповские офицеры, не засвечивались в отелях, полных немцев и уж во всяком случае не расхаживали по улицам с пистолетом. А еще – что на этих улицах слишком много автомобилей и мало велосипедов Мадсен, со своей стороны, заявляет, что исследования перед съемками фильма проводились восемь лет, что за это время постоянно обнаруживалось что-то новое, и что он удивляется, как историки не нашли тех свидетельств, которые нашел он – хотя, конечно, многие эпизоды изменены в целях художественного воздействия. Я ставлю целью не столько разоблачать режиссера, сколько следить за этим самым воздействием – ну и вообще я «к историям охотник», а две альтернативные истории – это больше, чем одна
пара слов от меня как слэшера и от режиссера как режиссера
Окончательно мне вынесло мозги, когда герои - чисто гипотетически - собрались отправиться в Японию. Да вас, ребята, в любом аниме с руками оторвут...

читать дальше
(продолжение в комментах)