Недавно прочитанные "Блаженные шуты" Джоанн Хэррис понравились, но при этом оставили любопытное впечатление: автор, писавший прежде довольно разные книги, решил собрать своих героев на одной площадке. И вот - практически собственной персоной Вианн с дочкой ("Шоколад"), а против нее - изрядно подросший и даже малость поумневший Леон Митчелл из "Джентльменов и игроков"), вкупе чуть ли не с "бледной сестрой" Эффи в сильно малолетнем возрасте - и все они оказываются (под другими, разумеется, именами) во французском монастыре 17 века, где разыгрывают "дело Урбена Грандье"... хотя слегка наизнанку
Сразу вспомнилась цитата, как Андре Моруа формулировал нечто подобное про Стендаля:
дальше
"Вам знакомы бродячие актеры, которые, переходя из селения в
селение, показывали своих марионеток, у них всегда был с собой сундучок,
откуда появлялись на сцену король, королева, черт, крестьянин... Стендаль
походит на этих бродячих комедиантов. Когда он приступает к сюжету новой
книги, у него всегда наготове сундучок с марионетками. Что же это за
марионетки?
Прежде всего это человек, которым хотел бы быть сам Стендаль. Он молод
и, как правило, красив, достоин любви, но робок, потому что сам тоже
способен к любви и вследствие этого теряется в присутствии любимого
существа.
"Чем более настойчиво, - говорит Стендаль, - мы представляем себе
величие и красоту существа, которое мы любим, тем большую робость мы
испытываем".
Однако, полюбив, герой, благодаря своему мужеству и сильной воле,
способен преодолеть любые препятствия. Стендалю нравилось помещать такого
героя в самые различные положения. В "Красном и черном" он превращает его
в юного семинариста, такого же, каким был в жизни Берте, другими словами -
в человека из народа. Когда Стендаль писал "Люсьена Левена", ему
захотелось видеть себя в роли сына банкира. В "Пармской обители" он
стремится представить, каким был бы Анри Бейль, родись он итальянским
вельможей. Таким образом, все романы Стендаля - некая игра воображения, и
в роли их главного героя неизменно выступает сам Стендаль, разумеется
идеализированный.
Вторая марионетка - это женщина, которую Стендаль мечтает полюбить.
Женщина, которую он мечтает полюбить, - идеальная женщина, какую не
встретишь в жизни: она необыкновенно хороша собой, необыкновенно чиста и
все же становится его возлюбленной. "Только благородные души, - говорит
Стендаль, - заслуживают любви". В "Красном и черном" роль такой женщины
играет госпожа де Реналь. В "Пармской обители" - Клелия Конти.
Третий персонаж - это женщина, которой мог бы быть сам Стендаль, если
бы он родился женщиной. В "Красном и черном" подобная роль принадлежит
Матильде де ля Моль, то есть женщине, которая, как и сам автор, наделена
энергией людей Возрождения. Это натура сильная в отличие от тех женщин,
каких любит Стендаль: они существа слабые, готовые покориться. В другом
романе, "Ламьель", Стендаль силой творческой фантазии вообразил себя
женщиной. Вы знаете, что, когда у Флобера спрашивали, кто такая госпожа
Бовари, он отвечал: "Госпожа Бовари - это я".
Стендаль мог бы сказать: "Ламьель - это я".
Или, говоря точнее: "Ламьель - это Жюльен Сорель".
Четвертая марионетка - это персонаж, который можно было бы назвать
"Deus ex machina" [буквально: "бог из машины" (лат.); в переносном смысле
- лицо, содействующее неожиданной развязке]. Стендаль всегда любил вводить
в свои романы могущественного и благодетельного человека, своего рода
мага-волшебника, который одним взмахом палочки мог бы превратить самого
Стендаля в человека богатого, уважаемого и способного удовлетворить все
свои желания. В романе "Красное и черное" эта роль отведена маркизу де ля
Моль, вельможе, который делает Жюльена своим секретарем и предоставляет
ему возможность сделать быструю карьеру, о какой тот мечтает. В романе
"Люсьен Левей" таким персонажем становится крупный банкир Левен. А в
"Пармской обители" - граф Моска. Неизменно этому доброму и
могущественному, чуть насмешливому персонажу, который за иронией скрывает
свою душевную доброту, противостоит негодяй, первейший негодяй, можно
сказать глава негодяев: он враждебен герою и мешает ему осуществить его
мечты.
Таким образом, схема романов Стендаля относительно проста. Это не
мешает им быть подлинными шедеврами, хотя их остов почти неизменен. Это
всегда история молодого человека, который приобретает жизненный опыт и
ощущает трагический разрыв между волшебным миром детства и миром реальной
действительности. Стендаль сталкивает своего юного и великодушного героя с
двумя женщинами, принадлежащими к противоположным типам, и душа юноши
разрывается между ними; у героя всегда находится могущественный
покровитель, и ему постоянно вредит враг, отпетый негодяй. Такова
неизменная схема романов Стендаля."Оставив вопрос о марионетках, любопытно было бы повспоминать, кто еще из писателей держит подобную "постоянную труппу в разных костюмах"...