Когда Сальери умирает,
Отраву ложечкой мешает
И пьёт взахлёб, давясь и плача,
Чтобы судьбу переиначить...
Когда Сальери умирает,
Не Бога, Моцарта взывает.
И Моцарт вдруг из тьмы встаёт,
И Моцарт всё ему прощает,
Сальери на руки берёт
И, как ребёнка, вдаль несёт,
Туда, где музыка играет...
(Авелина Абарели)
Отраву ложечкой мешает
И пьёт взахлёб, давясь и плача,
Чтобы судьбу переиначить...
Когда Сальери умирает,
Не Бога, Моцарта взывает.
И Моцарт вдруг из тьмы встаёт,
И Моцарт всё ему прощает,
Сальери на руки берёт
И, как ребёнка, вдаль несёт,
Туда, где музыка играет...
(Авелина Абарели)
Тут занесло меня 26 января в зал музея "Преодоление" на рок-оперу «Моцарт и Сальери» от известного автора рок-опер Римского-Корсакова...
www.opera-gothic.ru/plays?id=2
дальше имха махровая в полосочку на тему "понравилось"
Честно признаюсь, профан я в оперном искусстве, как и во многих других вещах. Как водится у профанов, не понимаю, почему а) надо петь именно так, чтобы нельзя было разобрать ни слова, и б) зачем выводить речитативы, если можно сказать по-человечески :hah Последняя мысль как раз меня замучила на «Каменном госте» и с большой вероятностью вернулась бы и здесь, будь постановка классической (недаром опера была посвящена Даргомыжскому). А так — не до мучительных мыслей мне там было
Главная фишка спектакля даже не в том, что вместо симфонического оркестра все аранжировано в электричестве. Может быть, это мне так «повезло», что зал был не театральный, все звучало под записанную минусовку, и тонкую разницу трудно было уловить... Хотя вообще-то мне всевозможные тонкие разницы даются с трудом, так что не было бы особенной беды и от классического звучания. По-моему, не такие уж там и мелодии, сплошное сопровождение к речитативу. (Да - могу успокоить, музыка Моцарта там, естественно, в классическом виде)
Главное там — прием постановки: на фоне пения разыгрывается еще и пантомима, потому что, кроме двух заглавных героев, участвуют Муза и Черный Человек. Так сказать, творчество и смерть, светлая и темная сторона души Сальери.
Потому что именно Сальери тут главный герой, Моцарт ему явно здесь не паритетен. В том составе, который мне попался (в программке, увы, не указано, кто из двух исполнителей каждой роли был в тот день) - довольно забавный, но не сказать чтобы сильно притягательный, и весьма корпулентный юноша, с не так чтобы сильным тенорком, а на сей раз еще и с «удачно» подобранным микрофоном. (Да, поют они с микрофонами, — я так подозреваю, все-таки трудно электротехнику переорать). Впрочем, я не в особенной претензии — для меня лично тоже все равно в первую очередь о Сальери.
А Сальери...
Строгий. Русоволосый. Молодой (ОК, они все там молодые). Стройный. Еще более строгий и стройный — в аккуратном черном костюме. Одного взгляда на глухо застегнутый воротник хватает, чтобы понять — Сальери будет правильный. (Моцарт, разумеется, весь расхристанный и в длинном белом шарфе. Сальери ко второму акту расстегнется, а к финалу останется в одной рубашке, впрочем, столь же черной и аккуратной). И ко всей этой фактуре — крепкий, суровый баритон. Такой, что микрофон кажется излишеством. Сальери, который хрупче Моцарта (и баритон, который не старше тенора) — это да. (См.эпиграф :laugh
И вот он, весь такой из себя интроверт, играет все, что ему положено, сдержанно, скупыми, экономичными жестами, без малейшего надрыва, — а вокруг, без ведома героев, разворачивается сплошная экспрессия: противоборствуют, как сказано выше, его внутренний «ангел» и «демон». Соперничают, поочередно к Сальери и к Моцарту подбираются, друг друга крутят и вертят в смертельных танцах (сцену бы, конечно, туда, и подальше их от зрителей, а то экспрессии бывает очень уж много, нужна четвертая стена — но это уж вольно мне было идти на спектакль без сцены), попутно выступают в эпизодических ролях под черными плащами и клобуками. А Сальери в это время очередного danse macabre может всего лишь закрыть лицо руками — но, опять же, как он это делает...
И как Моцарт, выпив положенный ему яд, выплескивает вино из бокала Сальери прямо на арендованный паркет, опрокидывая этим внезапным жестом и своего обожателя-завистника, и зрителя в шоковое состояние...
И Черный Человек в финале выносит на руках безжизненную белую Музу...
Естественно, у разных людей могут сложиться разные мнения по поводу этого эксперимента, но лично меня оно торкнуло.
(Только надеюсь, что они на радостях не станут тиражировать прием и делать все под пантомиму ... но именно в данном случае это, ИМХО, сработало).