Андре Кукла. Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь. (пер.с англ.М.Вершовский)Как несложно догадаться, способов таких мы с вами (то есть разумные люди знаем великое множество. Мы упорно досматриваем до конца самую скучную передачу просто потому, что не можем бросить это занятие. Когда надо действовать без промедления, мы или тянем резину, или не можем оторваться от того, чем заняты сейчас и что с успехом подождет. А когда после напряженного труда у нас появляются пять минут, чтобы полюбоваться пейзажем, мы вспоминаем, что нельзя ничего откладывать на завтра, и взваливаем на себя новый труд. Мы пытаемся делать все быстрее не потому, что от этого будет лучше, а потому что надо же быстрее! Мы старательно охотимся за комаром с топором, со всех ног бросаемся в погоню за двумя зайцами, прилежно ждем у моря погоды и увлеченно пилим опилки - и при этом каждое первое число пытаемся начать новую жизнь (хотя какая разница, первого или пятнадцатого)?
Все это очень толково и весело описано в названной книжке , но сейчас песня не о том. Очень уж любопытным показался кусок текста на тему "почему же так получается".
дальше
А получается, на взгляд автора, потому что современному человеку предоставлено значительно больше выбора, чем его предкам. В том числе - и выбора в тех повседневных мелочах, над которыми он волей-неволей должен ломать голову : некому же за него их регламентировать...
"Люди, подчиняющиеся абсолютному авторитету другого человека (матери, гуру), организации (церкви, правительства), или системы идей (фрейдизма, марксизма), испытывают гораздо меньше проблем по части ментальных ловушек. Когда верховный авторитет приказывает им исполнить ментальную работу, они ее исполняют. А когда объявлен выходной, они могут полностью расслабиться и по-настоящему отдыхать, зная, что кто-то другой неусыпно бдит.
Принадлежность религии - церковной или мирской - дает огромное облегчение: она позволяет нам сбросить нашу ношу со своих плеч. Религиозным фундаменталистам или убежденным марксистам лучше удается сохранять легкомысленное чувство простоты жизни и свободы от предписаний. Они в состоянии принять все, что принесет будущее. (...)
В более простые времена люди в большинстве своем так и жили. Они познавали ценности и традиции общества в их неразрываности и в своих действиях руководствовались этими ценностями. Им даже не приходило в голову выбирать образ жизни, потому что вокруг они не видели никаких альтернативных примеров. А поскольку выбор перед ними не стоял, они чувствовали себя абсолютно свободными. (...) Назовем этот способ существования традиционным сознанием.
Традиционное сознание исчезает тогда, когда внешний авторитет перестает быть унитарным. Если у нас появляются две Библии, мы уже не можем быть абсолютными фундаменталистами. Теперь, нравится нам это или нет, мы обязаны выбирать - и выбирать сами, какой Библии мы будем следовать. А современное общество предлагает бесчисленных кандидатов на роль носителей библейских постулатов. (...) Мы можем убедить себя принять именно эту Библию как совершенно правильный и исчерпывающий путеводитель по жизни, но мы не в состоянии сделать ее высшим авторитетом. Нравится нам это или нет, но то, что однажды было выбрано, точно так же может быть и отвергнуто."
Так что, когда в очередной раз окажусь в позиции Буриданова осла, подумаю и о том, что лучше все-таки две охапки сена, чем ни одной...