... и наполнили ее до самых краев музыкой, фантазией и восхищенным удивлением в театре кукол на "Маленьких трагедиях"... что и есть еще один информационный повод, который тоже энное количество времени настаивался...
Erno, спасибо огромное за наводку!
подробности
Во-первых, я хоть теперь понимаю, зачем взрослые люди ходят смотреть, как столь же взрослые люди играют в куклы. В обычном театре так называемые режиссерские находки могут быть и не главным элементом, а могут даже полностью загораживать саму пьесу. А в кукольном они - плоть и кровь спектакля, и без «придумки» здесь не получится в самом буквальном смысле ничего. Поэтому одним глазом следишь, ЧТО, а другим отмечаешь, КАК — и классическая пьеса, известная чуть ли не наизусть, для этого подходит идеально.
Начиная с того, КАК ведут спектакль оба актера: Андрей Денников, человек-оркестр, играющий буквально весь солнечный спектр, и Максим Мишаев - один, но блестящий черный цвет спектакля. И действительно, они могут общаться с куклами на равных, а могут и отступать, делая незаметным свое присутствие на сцене - когда эта сцена отдана куклам...
Скупой рыцарь — потрясающий. Смешной Жалкий. Жуткий. Такой, что хочется дать себе зарок никогда ни копейки не копить. Предельно материальный — кряхтит, почесывается, охает по-старчески, чуть ли не ползет между своими сундуками с выстраданным своим богатством. И все отмеренное природой сладострастие ушло в скважину сундучного замка... Вот уж действительно: орехов полный воз, одно лишь худо — давно зубов у белки нет. Сгрызла болезненная тяга к накоплению, обглодала до косточек. И герцог смотрит на эту развалину так, что самодовольство переливается через край: еще бы, каково превосходство зрелости над старостью, герцога над бароном, человека над куклой! Хотя в разборках между двумя куклами, оказывается, ничего его человеческое высочество поделать не может... Альберу, правда, роль серьезно урезали, почти до нуля, зато в его кукольных чертах проступает явственное фамильное сходство. Так что, может быть, и зря дрожит старичок за свои богатства — прикоснется молодой хозяин к заветным ключам, пороется в недрах сундуков, и, глядишь, появится новый хранитель у старого клада...
«Каменный гость» — великолепная испанская рапсодия. И единственный шанс посмотреть, как можно плясать огненные испанские танцы не то что без каблуков, но и вовсе без ног, так, что искры летят от несуществующих пяток. Впрочем, есть вариант и с существующими пятками и каблуками, которыми ссужает куклу актер — не менее мощный. Максим Мишаев здесь более на месте, чем где-либо еще: отважен, как рыцарь, горд, как Люцифер и великолепен, как испанский гррррранд А денниковские женщины - это ах... Вот теперь я немножечко больше понимаю фразу про театр Кабуки, что женщины в исполнении мужчин таковы, какими их видят мужчины. Изящная кокетка Лаура, строгая и чувственная донна Анна (прибавим уж и сладкоголосую Церлину моцартовской оперы - как повод выразить респект, шарман, отпад и полное обалдение касательно изумительного исполнения вокальных партий)... И в придачу - такой же до предела земной, очень забавный Лепорелло со своей неразлучной подругой-бутылкой (да, ход сцены с командором трудно было не оценить)...
А еще мне было сначала непонятно, как один актер может одновременно играть Моцарта и Сальери. Оказывается, этого особенно и не нужно. Сальери (кукольный) превосходно играет сам, без чьей-либо посторонней помощи. Он сидит в своем кресле и смотрит, смотрит, смотрит тяжелым взглядом завистника и судьи. Он так смотрит на всех проходящих пред его лицом персонажей с начала спектакля; и с тем же тяжелым, непроницаемым выражением он слушает играющего Моцарта. А тот, как и положено Моцарту, играет - то в жизнь (как человек), то на миниатюрном фортепиано (как... нет, ну какая кукла? Я что, не знаю, что такое кукла? Этот миниатюрный Моцарт-ребенок, Моцарт-душа - не выглядит и не ведет себя как кукла, он просто живет, как живое существо - и точка. И не переубедите ). А потом, положив голову на клавиши, то ли засыпает тихим сном ребенка, то ли все еще прислушивается - ведь это музыкальнейшее двуединое существо способно начать простую фразу и машинально перейти на фразу музыкальную...
И будут два бокала на одном столе, - как известно, штука тонкая, - и будет тот жест, который сможет поставить под вопрос всю ситуацию - и с легким, мудрым смехом снимется этот вопрос с повестки дня, но потом все же будет ответ, и совсем другой ответ - потому что яд не в бокале, а в сердце, а бессмертие - не в годах жизни, а в музыке...
И будут сыпаться с неба листы. И будут слезами наполняться глаза, просто потому, что все внутри уже заполнено до предела... Конечно, наутро все развеется, уляжется и утрясется, вернется на свое место пустота и заполнится уже совсем не тем, но -
Но. Это было. А значит - и есть, и будет.
А на Нижинского стоит идти?
Наполнить музыкой мне душу...
... и наполнили ее до самых краев музыкой, фантазией и восхищенным удивлением в театре кукол на "Маленьких трагедиях"... что и есть еще один информационный повод, который тоже энное количество времени настаивался...
Erno, спасибо огромное за наводку!
подробности
А на Нижинского стоит идти?
Erno, спасибо огромное за наводку!
подробности
А на Нижинского стоит идти?