Toi et moi du bout des doigts
Nous tisserons une AUTRE.
(Mylene Farmer)
Так. А вот сейчас я соберусь и напишу-таки про Настасью Филипповну. Я понимаю, что предмет это нелегкий
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
... но я буду и не про сам предмет, а про то, что происходит иногда в Новом драматическом театре, а тут много говорить даже вредно. Кто такая Настасья Филипповна, я надеюсь, и так понятно, кто такие Мышкин и Рогожин, и где они оказываются в финале своей истории, тоже, надеюсь, понятно
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Что такое книжный серфинг – тоже ясно, хотя это так и не называется: берешь книгу и листаешь наугад, перелетая из одного места в другое - прислонившись к книжному шкафу, но не обязательно. (Между прочим, как раз по поводу "Идиота" у меня такие номера не проходят, получается перечитывать только последовательно). Но вот нам показали, как это может происходить в театре - именно в том времени-месте, где оказываются два героя. И устраивают это странное «бдение», нечто среднее между поминками и столоверчением – потому что беспокойный дух Настасьи Филипповны не только витает в этой черной комнате, но и в определенный момент прямо-таки материализуется. Чтобы не сказать – бушует. Сами еще раз понимаете про предмет
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Причем почти никакой метафизики - есть несколько вещественных "зацепок" (платье да фотографический портрет), и есть воспоминания, пересказы разговоров... вы ведь замечали, как передается чужая речь в пересказе? (Особенно если слышали этот разговор "в оригинале", а? Себя мы, пересказчики, чаще всего "редактируем", рационализируем, а вот собеседника "отыгрываем" по самую верхушку...) Собственно, больше никакого отыгрывания и не надо. Действительно, третья создается из речи двух (временами еще и четвертая, они там и Аглаю приплетут
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
) Впрочем, свои встречи и разговоры они тоже... вспомнят? сыграют? проживут? В любом случае, они сделают это так, что мне даже будет неохота идти к афише смотреть фамилии. Они там даже когда выходят на поклон, не развоплощаются.
Меня слегка страшило слово "импровизация" (ну не только это, конечно, вообще перед началом было как на американских горках: "ой, а может быть, еще не поздно, давайте я отсюда выберусь, пока ничего со мной не произошло, а?"- это при том, что Достоевский мне, конечно, нравится, но крышей я из-за него не еду). Но страшило совершенно зря. Все там по тексту, ничего не изменено -
почти (эти два-три слова, входящие в "почти", тоже интересно отлавливать). Импровизация - именно в перескакивании со сцены на сцену, в неизвестности их расположения и переходов, тогда как внутри сцены все элементы расставлены очень четко. Есть начало и финал, а между ними будет так, как бог на душу положит (почти не в переносном смысле). И я не представляю персонажей, способных в такой степени подобный сейшн отыграть (один – та-акая волна, а другой – та-акая антенна!)
Как реализовывал эту идею Анджей Вайда - я, к сожалению, не знаю. А вот в театре идею Вайды реализовали, по-моему, очень интересно.
читать дальше В маленькой темной комнате под названием "мастерская" играет ВСЁ. До последней детали. Включая каждого зрителя, которых всего-то человек пятьдесят - это почти интерактивно. Стоит посмотреть, как в первые две минуты «уравновешивается» пространство, когда герои вскидываются на каждый случайный шорох… и скоро случайных шорохов уже не слышно
"Спектакль достаточно тихий и темный, но все, что надо, вы увидите и услышите", - вкрадчиво предупреждает голос за сценой. Кстати, свет поставлен просто гениально - когда в темном пространстве мало источников света, опять же, играет каждый из них.
А, собственно! Как раз по поводу света ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Состав зрительного зала, атмосфера (мне повезло; неадекватных реакций не было)... - при мне публика состояла из «старых да малых», старшеклассники рядом с совсем уже антикварными старушками, которых даже работники театра отговаривают лезть по высоким ступенькам к этой самой мастерской - имеет значение все, вплоть до собственного состояния. Одно дело, когда в будний день несешься, как очумелый заяц, чтобы к назначенной половине восьмого успеть в этот самый Новый драматический – а это у черта на рогах, дальше Вавилона. "Золотого Вавилона", разумеется, а это почти уже в Мытищах. И последние метры преодолеваются уже конкретно бегом, под громыхание в наушниках… ну да, ну да:
I miss you... i'm not gonna crack
I love you... i'm not gonna crack
I kill you... i'm not gonna crack
После чего выясняется, что все-таки с началом спектакля они спокойно ждут даже до восьми, если публика не набирается. И совсем другое – в пятницу, не спеша, еще слегка побродив перед этим по окрестностям, слегка подготовившись к тому, что будет, вот и из истории выведут не так резко, как в прошлый раз. Князь Мышкин все-таки транквилизатор ходячий, даже когда о смертной казни рассказывает.
Это я не случайно сбиваюсь на себя - то, что там происходит, описывать достаточно непросто. Как, например, входит Рогожин из темноты, еще один, и сразу почти физическая волна от него распространяется. А князь, вслед за ним, совсем-совсем сейчас в никаком состоянии, и идет прямо-таки: «шаг, остановка, другой, остановка», а если еще шаг, то там уже будет стол, и, чувствуется, следующий шаг будет прямо в стол… Как Рогожин, рассказывая, швыряет несчастное это платье оземь: «да ты - вот какая!» А вам никогда не приходилось обниматься с боа-констриктором? Когда так и не понятно, то ли удерживает, то ли сейчас задушит, то ли и правда, от полноты сердечной... И встречное: а электрического ската в руках держать доводилось? - и такое будет... Нет, правда. Мне было
правильно. И мне было - по всем рецепторам. Основная задача после - ничего не оставить в зале «на алтарь искусства» и не сверзиться кувырком с той самой лестницы.