Снова не премину изложить рассказ экскурсовода: говорят, император Франц-Иосиф слегка настороженно отнесся к постройке Будапештской Оперы, и строго предупреждал, чтобы она не была больше Венской. После, когда его пригласили на приемку здания, он долго ходил, хмурился, а затем сказал: "Ну, меньше-то меньше... но все-таки красивее!"
про то, как автор сих строк побывал там и еще в одном театре
Оставим императорскому вкусу характеристику Венской Оперы (мне так она, глядя с улицы, понравилась), но Оперный театр Будапешта мне довелось увидеть изнутри и в действии. Спору нет, роскошно
Вот только свет какой-то рассеянный, трудно снимать...
![](http://s43.radikal.ru/i102/1103/c4/d9cd985b3960.jpg)
![](http://i066.radikal.ru/1103/58/f9f62e890ba1.jpg)
![](http://i011.radikal.ru/1103/08/974b79785356.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i161/1103/5c/b94f9a3fd481.jpg)
![](http://i004.radikal.ru/1103/43/5b15e4f2e0cf.jpg)
![](http://s52.radikal.ru/i135/1103/93/7c45f69d18a1.jpg)
![](http://s52.radikal.ru/i135/1103/4e/7d803e461b50.jpg)
![](http://s39.radikal.ru/i084/1103/96/9305eb88179b.jpg)
![](http://s45.radikal.ru/i110/1103/87/0afed39598f7.jpg)
![](http://i031.radikal.ru/1103/a3/140a4039abee.jpg)
![](http://s015.radikal.ru/i330/1103/a2/2739e923cff5.jpg)
А вот тот самый Ференц Эркель, который как главный дирижер вывел будапештский оперный театр в ранг Национальной Оперы,
![](http://s014.radikal.ru/i326/1103/07/294e225f6adc.jpg)
а как композитор написал оперу "Банк-бан" (Банк - это имя, бан - это титул), тоже в высшей степени национальную, на которую мне посчастливилось попасть. Причем за очень демократичную цену досталось роскошное место в ложе (во второй ряд, но весь первый ряд в мою ложу любезно не пришел, хотя вообще-то заполняемость мест была высокой). Музыка прекрасная, очень мелодичная, кстати, не менее синкопированная, чем оперетты Кальмана... но венгерский язык вообще к синкопам располагает - там безударные долгие гласные практически норма). Сюжет странноватый: возвращается муж из командировки, и, вместо того, чтобы отмстить бесчестному обидчику, приходит разбираться прямо в будуар к его сестре-королеве. Понятно, что она потворствовала брату, и вообще немка, только и знающая, что угнетать венгров и заставлять их танцевать перед собой народные танцы, но все равно как-то не по себе. Королева выхватывает кинжал, герой выхватывает кинжал у нее, а в это самое время обесчещенная жена, которую обидчик в своих коварных целях опоил чем-то не тем, теряет рассудок и, обняв ребенка, безмятежно уходит в воды Тиссы. Возвращается король из командировки (Андраш Второй, который с Золотой Буллой), а перед ним - гора мертвых тел, к которой вскоре присоединяется и главный герой... И только виновник событий, похоже, остается вполне безнаказанным! Несправедливо ((
NB: патриотическая ария Банка срывает настоящую бурную овацию.
После классики меня потянуло и на современность, тем более что пропустить эту мировую премьеру, в рамках известнейшего, судя по журналам, Будапештского весеннего фестиваля, было бы неправильно. В театре "Талия" прошел спектакль "Excelsior!"Дюлы Фекете. Несмотря на восклицательный знак, это опера, а не мюзикл
, по жанру "полусерьезная" - но, несмотря на мое настороженное отношение к современной опере, также дивно мелодичная. Жалею, что ни ту, ни ту не смогу достать и послушать в свободном режиме. Интересна сама мизансцена: посередине оркестровая яма, а по периметру - белая дорожка, на которой и происходит действие...
![](http://s52.radikal.ru/i135/1103/a2/e56350c3eaab.jpg)
![](http://i080.radikal.ru/1103/a9/08e7edc458a5.jpg)
По дорожке нервно ходит Ференц Лист, точнее, целых два Листа, восторженный молодой и ироничный старый, чуть похожий на гердтовского Мефистофеля и не поющий, только разговаривающий. Молодому Листу не дают жениться на его обожаемой Каролине, потому что развести католичку с мужем - дело ужасно хлопотное. Невеста ходит в фате и нервничает. Листа гоняют по всем кругам Ватикана и всячески донимают прислужники церкви - саркастичная кардинальша (возможно, даже контральто) и манерно-немаскулинный папа Пий Девятый (возможно, даже контртенор). Доходит до того, что Листа постригают в аббаты, что вызывает некоторые трудности в композиторской жизни. Старый Лист тем (?) временем не дает солидному, осанистому Вагнеру жениться на дочери Козиме, которая уже не знает, сколько еще ей между ними бегать, а великолепно комичный слуга уже запарился таскать за своими Листами чемоданы. Под конец Лист молодой оставляет невесту и все свои житейские хлопоты старому, а сам, под руку со святой Елизаветой, которая часто встречает его с корзиной роз (там был даже настоящий дождь из роз!), под финальную коду оркестра возносится на небеса. Все это действительно интересно поставлено, а голоса абсолютно волшебны (кажется, артисты эти - даже из Оперного театра, просто по-соседски воспользовались чужой сценой). Хотелось бы, конечно, немножко понимать по-венгерски, или хотя бы полное либретто... но не все же мне сразу
P.S.А, между прочим, в Оперном театре есть субтитры! Немецкие, правда, что мне не очень помогло, но все-таки...
P.P.S. А вот Моцарта с восклицательным знаком мне там не показали, хотя вообще показывают. Но наступление психологического момента это спровоцировало: попутно разобравшись, что французский и австрийский "Моцарты" - это две очень большие разницы, сейчас пытаюсь выцарапать оба из торрента...
А
@темы:
Культпоходное,
По местам
Если честно, я красоту венской оперы так и не оценила - не смогла найти правильный ракурс. Огромное квадратное здание и стены до неба - всё, что знаю.
Извините, что вмешиваюсь, но хотел бы сказать, что "Моцарт!" венгерский значительно отличается от австрийской версии. Рекомендовал бы посмотреть оба, если Вас этот мюзикл интересует в принципе.
Archeveque, здравствуйте!
Чувствуется, местами венгерская даже полемична с австрийской, если судить по расположению номеров...
Согласен. Скажем, тот же "фарфоровый мальчик" Амаде у венгров трактуется отнюдь не как демон, а как, скорее, некая божественная сущность, воплотившаяся в человеческом теле.
Что касается, Мисароша, то он очень неровно играет эту роль. Но, впрочем, на видео на него смотреть можно, хотя он и не в лучшей форме.
Есть еще видео с Отто Могучем, который одно время играл Вольфганга. Он старается, но харизмы ему катастрофически не хватает. И, если интересно, еще один бутлег с Долхаем.
Спасибо, надеюсь, что буду разбираться дальше!
В принципе, если Вам нужны ссылки, могу поделиться. На российских торрентах, лежит, кажется, не все.
Если можно, то пожалуйста, поделитесь!
Что касается Коллоредо то, к сожалению, Немет, играющий его во втором составе менее удачен. Впрочем, видео с ним нет.