laughter lines run deeper than skin (с)
Ну просто так тоже получилось, в смысле совпало. По наводке  Турмалин мне попало "Просвещенное сердце" Бруно Беттельгейма, а по предположительной наводке Милен Фармер - "Человек ли это?" Примо Леви. Книги про одно и то же - про фашистские лагеря - часто соприкасаются, обе не стремятся сосредоточиться на ужасах, а хотят разобраться в механизмах, но книги при этом довольно разные. Тащу сюда много цитат, комментарии в целом излишни. Самое поразительное - чтобы знать все, что узнали авторы, вовсе не обязательно существование ни лагерей, ни фашизма. Человек обойдется и без этого, чтобы делать подобное с человеком - и для этого ему даже не нужны очень экстремальные стимулы. Разве что условия труда в лагере _количественно_ тяжелей, чем на _обычном_ "вредном" рабочем месте, и питание при этом - не скудный выделяемый паек, а то, что может заработать свободный работник свободным трудом (если же этого мало, так не взыщи, сам виноват), и не требуется после работы идти строем и тесниться в бараке, разве что толкаться по пробкам в единственном на час автобусе... Но многое из описанного (во всяком случае, то, что я привожу здесь) при желании распадается по неконцентрированным "частным случаям". За исключением, пожалуй, регламентации всего и вся от и до. Это, пожалуй, все-таки вселяет некоторый оптимизм.
Беттельгейм, получивший до лагеря образование психоаналитика, обнаруживает, что сам психоанализ не очень годится для того, чтобы разобраться в происходящем, но само это желание разобраться - та ниточка, за которую можно уцепиться, чтобы остаться человеком, выжить и сохранить память.
Одна из проблем была в том, что люди, которые согласно психоанализу должны вести себя стойко, зачастую являли не лучшие образцы поведения в ситуации крайнего стресса, и наоборот, те, кто, должны были бы вести поступать низко, являли блестящие примеры мужества и достоинства. Я замечал быстрые изменения не только в поведении, но и личностные перемены — невероятно стремительные и зачастую более радикальные, нежели предполагается по психоаналитической теории. К тому же, хотя лагерная жизнь обусловливала в большей степени изменения в худшую сторону, но были перемены и в лучшую. Таким образом, одна и та же среда могла сформировать радикальные изменения в обе стороны.
Много горького содержания, выводы оптимистичны, хотя, по-моему, не совсем связаны с содержанием. И да, про то, что среда меняет человека. И про то, что внешнее угнетение чуть ли не наименее болезненная из тех проблем, что имеют люди в подобной среде.
В лагере почти полностью отсутствовали те, пусть внешние, проявления вежливости и доброты, которые в обычной жизни делают терпимым даже негативное отношение. Ответы всегда облекались в наиболее грубую форму. Редко слышалось «спасибо», обычно только «идиот», «пошел к черту», «заткнись», а то и хуже, даже при ответе на самый нейтральный вопрос. Люди не упускали любую возможность выплеснуть свое скрытое раздражение и злость, что давало им хоть небольшое облегчение. Если человек еще мог что-то чувствовать, значит, был жив, не уступил всему и всем, еще не стал «мусульманином». Оскорбляя или обижая кого-то, узник доказывал себе, что он еще имеет какое-то значение, способен произвести эффект, пусть даже болезненный. Но таким образом, опять же, делался шаг к сближению с СС.
+ много


Еще очень интересны наблюдения автора за тем, что происходило в это время "на воле" - где не было, разумеется, никакой воли, и как постепенно граждане отдавали остатки свободы Левиафану. Весьма поучительная картина в динамике.
В 1938 году, например, была проведена весьма нашумевшая кампания против так называемых «ворчунов», позволявших себе в кругу своих знакомых критиковать своих начальников или правительство. Кампании против «ворчунов» и слушающих зарубежное радио практически положили начало государственному контролю над поведением человека, нарушили неприкосновенность его дома. Следует, правда, отметить, что еще раньше состоялась акция против нарушителей «расовой чистоты». Она имела целью контроль над наиболее интимными, сексуальными отношениями. Но эта акция была направлена только против немцев, имеющих связи с евреями (неграми и т. д.). Поэтому она коснулась лишь очень небольшой группы граждан. Кампания против гомосексуалистов еще глубже затрагивала личную жизнь человека, однако, из-за резко отрицательного отношения к ним большинства населения, она также задела лишь небольшое число «заинтересованных» лиц. Преследование «ворчунов» резко изменило всю ситуацию. Теперь ни один немец не мог больше чувствовать себя в безопасности в своем доме — акции разрушили неприкосновенность жилища в Германии.

+ не так много, но все равно много
Между прочим, большой кусок исследования посвящен вовсе не лагерям, а современному обществу с его массовой культурой, бездумным обольщением машинами и прочими прелестями технической цивилизации. Многое указано метко, хотя и говорилось многими не раз (ну, я вообще не люблю терминов "массовая культура" и "общество потребления", а особенно не люблю, когда утверждается, что мы живем так, как в истории не живали). Но есть любопытные места:
про теле-детей - у меня со смайликами скоро будет та же фигня.
и напоследок - "ау" всем окружающим танцующим

(переводчик, пожелавший остаться неизвестным в сети, не имеет претензий к ознакомлению с его переводом)

@темы: В Мире Мудрых Мыслей, (Про)чтение

Комментарии
01.07.2012 в 23:13

Евреи понимали, что СС создала для себя бессмысленную стереотипную фигуру еврея, предполагая, что все они одинаковы. Зная, насколько неверна эта картина, они, однако, сами делали аналогичную ошибку, оценивая эсэсовца.
Но они оценивали так эсэсовцев, а не всех немцев.

Пока семья Анны Франк готовилась спрятаться в укрытие, тысячи евреев в Голландии и во всей Европе пытались пробиться в свободный мир, более подходящий для выживания или для борьбы.
Куда можно было пробиться из оккупированной Польши или СССР? :(
А евреи Германии, Австрии, Чехии до войны старались иммигрировать, но... большинство их никуда не пускали. Ни во Францию, ни в Англию, ни страны Америки, ни даже в Палестину, официально назначенную Лигой Наций под "еврейский национальный очаг". А англичане всю ВМВ усердно боролись с еврейской нелегальной иммиграцией, отправляя беженцев обратно в Европу :abuse: А Сталин после захвата Восточной Польши и бегства в СССР ~200 000 евреев из Западной - запретил дальнейшее. Несмотря на просьбы нацистов(тогда еще надеявшихся "решить еврейский вопрос" путем не истребления, а изгнания евреев из своих владений.)

Кто не мог уехать, уходил в подполье. Не просто прятался от СС, пассивно ожидая дня, когда его схватят, но уходил бороться с немцами, защищая тем самым гуманизм.
В Голландии всех борцов с немцами было немного :nope:
05.07.2012 в 18:34

laughter lines run deeper than skin (с)
Но они оценивали так эсэсовцев, а не всех немцев. Безусловно! Еще не хватало до собственного фашизма скатываться... На самом деле, речь идет о том, что из-за стереотипного образа эсэсовца иногда трудно было рассчитать, как взаимодействовать вот с этим конкретным эсэсовцем, имеющим свои личностные особенности. Хотя правда и то, что из каждого, попавшего в ряды, этот самый стереотипный образ усиленно выковывали.
В Голландии всех борцов с немцами было немного Как, собственно, и в мире, увы - и долго. Беттельгейм тоже это отмечает - что евреи, по сути, оказались в вакууме и посреди молчания. И я не думаю, что в эмиграцию или в подполье ушло больше, чем осталось в расчете переждать тяжелые времена. Мне показалось интересным то, что автор делает акцент на _восприятие_ истории "убежища" послевоенным миром, старающимся на фоне этого умолчать о лагерях.
07.07.2012 в 19:25

FleetinG_, Еще не хватало до собственного фашизма скатываться...
А этот "собственный фашизм" был бы сильно несправедлив? При том, что:
«Обвинение тщательно избегало самого взрывоопасного вопроса – <вопроса о почти поголовном соучастии в преступлении всего народа» (с. 36). И здесь парадоксальным образом позиция израильского обвинения смыкалась с официальной идеологией аденауэровской Германии, согласно которой «лишь относительно малый процент немцев числился среди членов нацистской партии», а «большинство населения по мере возможности старалось помочь своим согражданам-евреям» (с. 35).

И я не думаю, что в эмиграцию или в подполье ушло больше, чем осталось в расчете переждать тяжелые времена.
Имхо, вменяемым евреям следовало уехать из германии еще в 33-ем. После того как чуть не большинство немецких избирателей проголосовали за нацистов(хотя были и умеренные националистические партии), а эти самые умеренные националисты вошли в коалицию с нацистами. Большинство немцев своих еврейских сограждан - ПРЕДАЛИ :(
12.07.2012 в 13:45

laughter lines run deeper than skin (с)
А этот "собственный фашизм" был бы сильно несправедлив? Да не в справедливости дело, а в противности явления. Понятно, что действие порождает противодействие, но если иногда порождает не аналогичное - это очень греет душу.
а эти самые умеренные националисты вошли в коалицию с нацистами Вот это действительно ужасно. И поучительно. И да, предали.
13.09.2012 в 13:16

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
"Человек ли это?" Примо Леви.
А люди ли эти :( : sobolev-sv.livejournal.com/232692.html ...В Эвианской конференции приняли участие представители 32 стран, среди них: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ряд стран Латинской Америки.
В выступлениях участников Эвианской конференции прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями. Открывая конференцию, представитель США заявил, что США уже сделали все возможное, впустив в 1938 г. 27 370 человек, то есть полностью использовав въездную квоту для беженцев из Германии и Австрии. Представитель британского правительства отметил, что непосредственно на территории королевства Великобритания не может разместить беженцев из-за перенаселенности и большого числа безработных. Он полностью исключил Эрец-Исраэль как возможное убежище для беженцев. Великобритания была готова принять небольшое число беженцев в своих колониях в Восточной Африке. Франция заявила, что она уже приняла максимальное число беженцев. Такую же позицию заняла Бельгия.
Уже вскоре Великобритания, имевшая в то время мандат Лиги Наций на управление в Палестине-Земле Израиля подвердила, что не намерена увеличивать квоту для вьезда евреев в Палестину сверх установленного уровня - 75.000 человек в год (и так в течение 5 лет).
Простая и страшная арифметика. Западные демократии готовы были выдать квоты на эмиграцию (трансфер) в год - 75.000 евреев в Палестину и 27.000 в Америку. Это около 1 (одного) процента еврейского населения Европы. Квоты почти не менялись вплоть до Бермудской конференции 1943 г., где был создан Комитет по беженцам. "Западные демократии" не хотели никакой еврейской иммиграции в свои страны. Они также ограничили въезд евреев денежным цензом (какая трогательная солидарность с нацистскими учреждениями вроде Zentralstelle für jüdische Auswanderung. в одном случае требовали "отдать все" за выездные документы, в другом - за "вьездные").
В 1941-1945 нацисты задействовали крупномасштабную промышленную структуру, настоящую "машину смерти". Страны Запада, прежде всего, США и Британская империя, не предприняли ничего, чтобы помешать работе этой промышленности уничтожения евреев, как они это делали по отношению к военной промышленности Германии и её союзников.
Эвианская конференция закончилась печальным результатом. "Демократические страны" по сути отказали евреям в спасении. И тем подтолкнули Гитлера и всю свору, от нацистских бонз Германии, до мелких нацистенышей в странах-саттелитах и лимитрофах к тем шагам, которые они предпримут уже очень скоро...
15.09.2012 в 18:32

laughter lines run deeper than skin (с)
"Пьем-едим как люди, чем же мы нелюди?" (с) пословицы Даля
17.09.2012 в 18:13

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
FleetinG_, "Пьем-едим как люди, чем же мы нелюди?"
Это про кого?
20.09.2012 в 13:33

laughter lines run deeper than skin (с)
Про "этих"
31.12.2012 в 02:01

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
FleetinG_, Еще не хватало до собственного фашизма скатываться...
Ненавидеть уродов - не фашизм. Миллионы немецких военных и других служащих на Восточном фронте знали о Холокосте, и обычно не мешали, и не отказывались служить своему государству, делавшему такое. Что говорит о качестве немецкого народа(за редкими исключениями.)

Беттельгейм тоже это отмечает - что евреи, по сути, оказались в вакууме и посреди молчания.
Что интересно, молчание продолжалось и после ВМВ. И так бы было до сих пор, но в 60-х на Западе произошла очередная моральная революция, и они обратили некоторое внимание и на Холокост. А раньше... американские евреи боялись просить местную власть и армию о помощи соплеменникам в Европе, боялись даже писать о Холокосте в газетах(кроме еврейских, которые арийцы обычно не читали :-/) потому что это только усилило бы и так сильную юдофобию местных арийцев. А уже после Холокоста опасались напоминать о нем. А уж напоминать об отказе США в помощи...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии