Много фантазирует, рассуждает не по возрасту, употребяя взрослые обороты речи... интеллект высокий... с повышенным фоном настроения, без чувства дистанции. Свободно гуляет по кабинету, высказывает необычные, зависящие от своеобразных ассоциаций мысли. Много резонерствует. Остаются страхи перед засыпанием. Фантазирует на тему прочитанных книг, входит в роль героев книг... Сочиняет повести, воображает, что это либо книга, либо телевизор (фильм или целая программа)... Характер фантазирования с элементами деперсонализации, страхи, манерность, истероформные переживания, особенности мыслительной деятельности настораживают в отношении вялотекущего эндогенного заболевания. Диагноз – неврозоподобный и истероформный синдром на фоне остаточных проявлений поражения ЦНС...
Выдержки из моей поликлинической карты, 1984-1986 годы. Потом мне намекнули, что с невропатологом вовсе не обязательно разговаривать по душам, а лучше всего кое о чем совсем не говорить. Так с тех пор и не знаю, правильно я еще гуляю на свободе или по недогляду
Ума палата, ума палата -
Моя палата номер шесть...
«Иваси»
История о том, как пациент свел доктора с ума, была экранизирована не только в текущем году, но и несколькими годами раньше. Мне давно хотелось устроить на эту тему свою любимую забаву - познавание в сравнении - и, кажется, время дляэтого пришло. Только сравнивать даже не собираюсь – а зачем? «Рагин» Кирилла Серебренникова по атмосфере – тщательно реставрированное историческое полотно с элементами психоделики, которая, тем не менее, заставляет задуматься о судьбе отечественного здравоохранения вообще и в наши дни. «Палата № 6» Карена Шахназарова - стилизация под документальный фильм или репортаж, с элементами интервьюирования и любительской съемки, которая, тем не менее, заставляет перечитать Чехова, сверить цитаты до буквы и задуматься, до чего же они встают в сегодняшнюю реальность. Первое – фантазия на темы, второе – почти строгий цитатник. При этом именно первое подчеркнуто исторично, а второе подчеркнуто осовременено. Первое – процесс, второе – сумма результатов... и так до бесконечности. Вот поэтому сравнивать не буду, буду сопоставлять. То есть ставить рядом и смотреть, что будет
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Итак:
![](http://s07.radikal.ru/i180/0912/6c/ea4d1fa88af2.jpg)
читать дальше
Вот вам, пожалуйста, эта самая палата номер шесть снаружи и изнутри. У Серебренникова там вполне по-чеховски мерзко, грязно, неприбрано и совершенно безрадостно.
![](http://s47.radikal.ru/i117/0912/49/8b52d0fa9691t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i148/0912/58/aba1a2a8feb2t.jpg)
В сравнении с этим у Шахназарова вышла больница хоть и слегка обшарпанная, но чистенькая, а в холле так вообще телевизор с плоским экраном. И наряды больничные куда менее унылы.
![](http://s54.radikal.ru/i145/0912/1e/0024625022d5t.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i168/0912/ed/e35e2c824e3at.jpg)
Персонал «Палаты № 6» практически незаметен. Только вон та медсестра, которая спиной на общем плане. Зато среди прочих интервью там «опросили» предшественника доктора Рагина. Тот самый, который прикарманивал казенные средства и завел себе гарем из медсестер и больных – в чем и признается во всеуслышание перед видеокамерой ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![](http://s39.radikal.ru/i084/0912/ce/d7a181751c83t.jpg)
Персонал «Рагина», напротив, многообразен и интересен. Тут и резкая, разочарованная от тусклой провинциальной жизни медсестра (Наталья Никуленко), и уютно-мягкая, простоватая санитарка, всем «дающая» за деньги, потому что надо же детей кормить (Зоя Буряк), и умудренный опытом фельдшер, весьма невысокого мнения о врачах с их экспериментами (Владимир Краснов)...
![](http://s45.radikal.ru/i110/0912/2f/e4b7772fc9a8t.jpg)
![](http://s56.radikal.ru/i151/0912/ca/178cd4ac4940t.jpg)
![](http://i020.radikal.ru/0912/41/f4f6c1a21b9et.jpg)
![](http://i026.radikal.ru/0912/73/f2bccc2c8750t.jpg)
![](http://s61.radikal.ru/i172/0912/2e/88537a02ae7dt.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i134/0912/13/647de3cd9631t.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i162/0912/7a/00f0bb237af8t.jpg)
![](http://s44.radikal.ru/i106/0912/f1/581203b2746et.jpg)
![](http://s05.radikal.ru/i178/0912/1c/439a461df623t.jpg)
А вот еще сторож Никита - у Серебренникова (Виталий Хаев) он не очень-то отличим от своих поднадзорных, главное времяпрепровождение для него – разведение кур и цыплят, да иногда плотские утехи с той же санитаркой
![](http://i047.radikal.ru/0912/e8/63af02365286t.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i140/0912/31/21e14933a2aat.jpg)
![](http://i059.radikal.ru/0912/7d/e90ebe347b04t.jpg)
У Шахназарова Никита (Виктор Соловьев) суров и иногда слегка потусторонен – вот, даже в темноте светится...
![](http://i021.radikal.ru/0912/bc/f225aeb9b6fat.jpg)
![](http://s44.radikal.ru/i104/0912/ea/a5e365cc581bt.jpg)
![](http://)
![](http://s47.radikal.ru/i117/0912/e6/83841ba29ba2t.jpg)
Ну и обитатели лечебницы, разумеется... Серебренниковские психи живописны, запоминаемы, иногда вызывают сочувствие, всегда слегка аллегоричны при всем своем натурализме, и каждый имеет свою историю болезни.
![](http://i038.radikal.ru/0912/09/cb3235784e4ft.jpg)
![](http://i050.radikal.ru/0912/5f/1e71ae1f7280t.jpg)
![](http://i014.radikal.ru/0912/86/642d07c79568t.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i132/0912/c0/13814e822b0dt.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i160/0912/d1/0ddc6063b692t.jpg)
![](http://i068.radikal.ru/0912/c0/381fa41a3925t.jpg)
![](http://i073.radikal.ru/0912/c8/f6e524237b39t.jpg)
У Шахназарова – вполне нормальные душевнобольные из вполне нормальной лечебницы, откуда, в большинстве своем, и были приглашены, почти как у Формана в «Кукушке». Иногда ловишь себя на мысли, что хочется уже посмотреть нормальный документальный фильм про них, а не возиться с давно уже рассказанной историей...
«Все еще слышите голоса?» «Ага...» «А что улыбаетесь?» «Голоса хорошие...»
![](http://s49.radikal.ru/i126/0912/f0/7d9a88f6284et.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i087/0912/b6/f141006612e1t.jpg)
![](http://i026.radikal.ru/0912/c9/5e8962a4b10ct.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i166/0912/44/aa65a8e4d32dt.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i133/0912/a2/bb7b978b677at.jpg)
![](http://i037.radikal.ru/0912/c3/61207b28e848t.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i141/0912/a3/5092ad116496t.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i091/0912/76/fced1c414a97t.jpg)
Зато Шахназаров устроил своим пациентам Новый год с танцами и даже с дамами, приглашенными из соседней лечебницы. С одной стороны, конечно, грустный праздник, но, вспомнив всю жуть в «Рагине», да и у Чехова – как не порадоваться за такую гуманизацию?
![](http://s50.radikal.ru/i130/0912/60/2c79b31c0c33t.jpg)
![](http://s61.radikal.ru/i173/0912/cd/0968cf25da79t.jpg)
![](http://i002.radikal.ru/0912/fe/f4afc395abb5t.jpg)
![](http://i042.radikal.ru/0912/19/ca5518180acft.jpg)
![](http://i063.radikal.ru/0912/77/b62f1db7deaat.jpg)
Однако пора уже перейти к центральным героям. Парадокс, возникающий при сопоставлении двух фильмов, здесь виден как никогда – разумеется, больше похожи на чеховских оба героя «осовремененного» фильма Шахназарова. Действительно, Владимир Ильин более чем естественно смотрится в роли чеховского Рагина, «российского лежебока», рыхлого, задавленного жизнью (и средой, ага), помимо воли втянутого в медицину, утешающего себя водкой начатками стоицизма, явно субдепрессивного ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![](http://s39.radikal.ru/i083/0912/1c/59527dbe844et.jpg)
![](http://i038.radikal.ru/0912/4d/96fac63f1c71t.jpg)
![](http://i033.radikal.ru/0912/2a/564da126286ft.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i141/0912/fb/3d06e54b65f2t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i148/0912/6a/b5af46c06c57t.jpg)
![](http://i018.radikal.ru/0912/f8/9d65d5dc714at.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i132/0912/e3/0e8ef281885et.jpg)
![](http://i077.radikal.ru/0912/13/fd242b06ded2t.jpg)
![](http://i029.radikal.ru/0912/47/2aa4c37e0146t.jpg)
![](http://i028.radikal.ru/0912/ae/616463c430b2t.jpg)
Рагин Алексея Гуськова – он несколько другой. В чем-то это даже архетипический интеллигентный «добрый доктор», которого как раз не окончательно еще сожрала провинциальная безнадега. (Гуськова вообще даже на минуту трудно представить с погасшим взглядом, пусть даже он – и весьма убедительно - играет Маковецкого
Этот Рагин даже вот читает вечерами не историю с философией, а медицинские журналы, отчаянно рыпается что-то делать и даже кого-то лечить, согласно собственным представлениям (в частности, «проникнуть» в мир безумия изнутри). Но, во-первых, рыхлость и лежебочность характера в нем также никуда не девается, а излишняя трепетность и склонность чувствовать себя виноватым – не лучшие качества для сохранения здравого рассудка. А во-вторых, то самое «заедание средой» и чудовищная сила инерции, методично размалывающая в прах любое начинание - это как раз фильм и показывает «в процессе». Очень, очень наглядно.
![](http://s55.radikal.ru/i148/0912/f4/f64fdbfe5a80t.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i155/0912/d8/e53549bbb740t.jpg)
![](http://i015.radikal.ru/0912/9a/2249fc3fece7t.jpg)
![](http://i046.radikal.ru/0912/5c/4b28dd325ac0t.jpg)
![](http://i013.radikal.ru/0912/38/ade85b819857t.jpg)
![](http://i066.radikal.ru/0912/63/90aeb9121244t.jpg)
![](http://s46.radikal.ru/i111/0912/9e/214718385ed9t.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i165/0912/b4/3a70261a643et.jpg)
![](http://i014.radikal.ru/0912/b7/8da882192e19t.jpg)
![](http://s54.radikal.ru/i143/0912/fc/6c9725523faet.jpg)
![](http://s11.radikal.ru/i183/0912/bc/362b9ae4aa35t.jpg)
Громов Алексея Верткова («Палата № 6»), тоже как и положено ему - молодой, временами резкий, временами чуть восторженный, с непримелькавшимся, но запоминающимся неправильным лицом и взглядом преследуемого.
![](http://i068.radikal.ru/0912/ff/7a91d69f3cf1t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i148/0912/28/3548a5f3a258t.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i129/0912/49/d2f0a973ebd8t.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i129/0912/06/3592bb1c9525t.jpg)
![](http://i078.radikal.ru/0912/8c/0c131250b51ct.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i165/0912/4d/8384e05ad9c9t.jpg)
![](http://s19.radikal.ru/i192/0912/6f/31fa50b1ea8ft.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i087/0912/ba/1d5c3575a99ft.jpg)
![](http://s48.radikal.ru/i121/0912/80/8168ea52f5abt.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i128/0912/14/95b9b26f3a8at.jpg)
Громов же Александра Галибина («Рагин») старше и, так сказать, матерее, значительно жестче и язвительнее, бедного доктора гоняет так, что клочья летят... и, если шизофреник Мастер с лицом политзаключенного не совсем пришелся по мне, то параноик Громов в таком исполнении, напротив, чем-то привлекает... хотя к тому, что задано Чеховым, еще раз повторюсь, герои Шахназарова ближе.
![](http://s42.radikal.ru/i096/0912/b7/d3bdddad1bb9t.jpg)
![](http://i002.radikal.ru/0912/5c/8a6658dd4e23t.jpg)
![](http://i061.radikal.ru/0912/5c/bdf8b64ad299t.jpg)
![](http://s42.radikal.ru/i097/0912/3e/1f4805134c3ft.jpg)
![](http://s44.radikal.ru/i103/0912/57/805c4c81900et.jpg)
![](http://i042.radikal.ru/0912/d2/ae0b0c56f73et.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i127/0912/2f/e89cfd94eda1t.jpg)
![](http://i080.radikal.ru/0912/f8/9cf771efae0at.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i156/0912/44/983d155b3b98t.jpg)
Так они и ведут свои философские беседы, в меру заданной каждым фильмом разности потенциалов – в том
![](http://i027.radikal.ru/0912/3a/68c958eddac4t.jpg)
![](http://s06.radikal.ru/i179/0912/f5/faf4ce259044t.jpg)
![](http://s54.radikal.ru/i143/0912/2c/fe966c755563t.jpg)
![](http://i002.radikal.ru/0912/cf/851fbecec6f3t.jpg)
![](http://i014.radikal.ru/0912/8c/50b64816bb2ct.jpg)
и в другом случае
![](http://i077.radikal.ru/0912/e6/b0e6caba121et.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i130/0912/e9/d9002fad7a07t.jpg)
![](http://s56.radikal.ru/i152/0912/7f/51ae60c32b52t.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i087/0912/f1/b6a4897af624t.jpg)
![](http://i027.radikal.ru/0912/c6/cfb81048f041t.jpg)
![](http://i062.radikal.ru/0912/be/44e47d95058ft.jpg)
(Достаточно трогательно, когда Рагин-Гуськов пытается проверить «на деле» тезис своего оппонента «вам палец прищемить, так, небось, заорете». Правда, пытается. Неоднократно
Только до пациента доктору все равно далеко – тот однажды с маху ладонь насадит на тот самый гвоздь, что рядом в стене торчит, и ни звука... А еще этот Громов заставит врача «поменяться с ним ролями» - и смотрит на него сквозь его же очки, пока тот рассказывает ему свою «историю», которой на деле и нет, а сторож тем временем оболванивает его ножницами, в порядке общей очереди с другими пациентами...)
Вот еще замечательная придумка у Серебренникова – один из больных (который с бородой, то есть Сергей Паршин) иногда «уходит» (садится на кровать и топает ногами на месте) в некое воображаемое пространство, и однажды туда переносится и диалог центральных героев – впрочем, ничего приятного желчный пациент и там доктору не скажет...
![](http://i023.radikal.ru/0912/a7/6074afdc2f71t.jpg)
![](http://i081.radikal.ru/0912/04/30297fdfc32at.jpg)
![](http://i051.radikal.ru/0912/c6/5373e0d6ff33t.jpg)
![](http://s19.radikal.ru/i192/0912/db/cc68d019228bt.jpg)
![](http://i050.radikal.ru/0912/40/124659c86365t.jpg)
![](http://i028.radikal.ru/0912/c8/3361633db39ft.jpg)
![](http://i044.radikal.ru/0912/89/bf89b51fe238t.jpg)
Интересно, что Шахназаров тоже пытается «вырваться» за пределы заданного времени-пространства, и ему вовсе не обязательно уходить для этого за грань разума. Поскольку лечебница переоборудована из монастыря, фильм открывается страницей из истории этого монастыря
![](http://s44.radikal.ru/i103/0912/bd/0bc81bb25f9ft.jpg)
![](http://i035.radikal.ru/0912/05/4983794f5285t.jpg)
![](http://i081.radikal.ru/0912/6a/b08ea02dedaat.jpg)
![](http://s58.radikal.ru/i159/0912/21/e69a7f6c12a0t.jpg)
А еще одного из героев настигает видение земли после конца истории, где не останется даже памяти от людей и их городов...
![](http://i033.radikal.ru/0912/f4/9968d27b08dct.jpg)
![](http://i020.radikal.ru/0912/4c/e5b8c3de9fadt.jpg)
Да, теперь еще о побеге в другое пространство – и в том, и в другом фильме, согласно канону, доктор однажды сбегает из опостылевшего города. Расхождение тропок здесь особенно показательно: у Серебренникова, вроде бы в точности по Чехову, он подается в Вену. Но эта Вена – совсем не та, что в рассказе, потому что в контексте фильма это прежде всего город, где поднята на высоту психиатрия, откуда Рагин выписывает медицинские журналы, и где практикует сам доктор Гиммельсдорф, у которого наш герой пытается почерпнуть методы – неумолимо вязнущие в российской дурацко-бездорожной реальности...
![](http://s11.radikal.ru/i184/0912/cc/3287184e0120t.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i094/0912/6f/9b97a9351b4ft.jpg)
![](http://s45.radikal.ru/i110/0912/11/d5c27cf54695t.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i088/0912/33/71cccdad5102t.jpg)
![](http://i034.radikal.ru/0912/c7/40da7003d164t.jpg)
![](http://s39.radikal.ru/i084/0912/39/4022d27a30e2t.jpg)
![](http://i070.radikal.ru/0912/57/9427d8cd5706t.jpg)
![](http://s04.radikal.ru/i177/0912/f6/f77bfbe1836dt.jpg)
![](http://s50.radikal.ru/i129/0912/05/48fd11e96ec1t.jpg)
А еще в Вене есть чудный оперный театр и просто волшебные кондитерские, где чисто, уютно, красиво и подают пирожные, по которым так отчаянно томится доктор, страдающий диабетом, для которого даже кусок сахару – недостижимый соблазн...
![](http://s42.radikal.ru/i098/0912/ef/776282e0b740t.jpg)
![](http://i009.radikal.ru/0912/2c/cc801e237929t.jpg)
И там же нашего доктора встретит любовь – оперная певица, одержимая страхом перед сценой...
![](http://s41.radikal.ru/i094/0912/28/bbb88e161503t.jpg)
![](http://i011.radikal.ru/0912/f9/58146fc911cbt.jpg)
![](http://s54.radikal.ru/i143/0912/46/36b9b57e7eb2t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i150/0912/0d/a83c67e64c49t.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i093/0912/1f/752bda49cca1t.jpg)
![](http://s47.radikal.ru/i115/0912/a2/d775905cd384t.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i093/0912/86/7bcc81e8cfbet.jpg)
Нужно ли говорить, что все это путешествие герой Серебренникова предпримет тем же способом, каким «убегал» из запертой палаты его пациент, и что окончательно «останется» он в сладостной кондитерской, когда рухнет от апоплексического удара на больничный пол?
А вот у Шахназарова все проще и ближе к Чехову – герой непонятно зачем едет в большой, чужой, неласковый город, просаживает там уйму денег неизвестно на что и возвращается совсем без сил... Только вот контексте фильма для этого совсем не надобно Вены, весь этот смысл легче упаковывается в код «Москва» - сплошной коллаж из пробок, золотых куполов и равнодушно-обнаженных манекенов...
![](http://s54.radikal.ru/i146/0912/67/ec7dd9cf50ect.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i170/0912/b2/de72f2a4701ct.jpg)
![](http://i038.radikal.ru/0912/fb/044123651c27t.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i169/0912/08/f1b9ff870cfct.jpg)
![](http://i075.radikal.ru/0912/04/457ed094bb02t.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i165/0912/3b/4bd5a67312cet.jpg)
![](http://s13.radikal.ru/i186/0912/58/36596a183503t.jpg)
![](http://s08.radikal.ru/i181/0912/9d/1565338772e1t.jpg)
Вполне закономерная - от такой-то жизни - депрессия, настигающая доктора – случай первый
![](http://i031.radikal.ru/0912/63/4e8f28dd6cfat.jpg)
![](http://i033.radikal.ru/0912/12/0796b86858cft.jpg)
![](http://i078.radikal.ru/0912/09/b238b6828095t.jpg)
![](http://i055.radikal.ru/0912/ee/1277382b074dt.jpg)
и случай второй. (Очень показательно, что кадр с Рагиным и Громовым, оказавшимися на одной стороне- сиречь за решеткой - есть здесь и отсутствует в другом фильме...)
![](http://s51.radikal.ru/i133/0912/c4/82811c003e81t.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i139/0912/b6/aa5e8bed8f5bt.jpg)
![](http://i035.radikal.ru/0912/33/8304f8c62541t.jpg)
![](http://i025.radikal.ru/0912/9c/69373b83ee60t.jpg)
![](http://i079.radikal.ru/0912/59/d7d93acb5cc0t.jpg)
![](http://i057.radikal.ru/0912/f0/c8769c1d78f1t.jpg)
Еще несколько лиц – вот квартирная хозяйка Рагина из «Рагина», с детьми
![](http://s12.radikal.ru/i185/0912/ae/7db43bd85f10t.jpg)
![](http://i031.radikal.ru/0912/fe/12457b9cbe63t.jpg)
![](http://i058.radikal.ru/0912/1b/007712c0be00t.jpg)
![](http://i008.radikal.ru/0912/67/c4e5c0becc7ft.jpg)
![](http://i033.radikal.ru/0912/01/86b5db570a22t.jpg)
и она же, даже в нескольких лицах из «Палаты», тоже с довольно милыми детьми, сыгравшими весьма милый финальный аккорд.
![](http://s49.radikal.ru/i124/0912/5a/4ea8e903f5d1t.jpg)
![](http://s43.radikal.ru/i100/0912/2e/2976c9587bbdt.jpg)
![](http://i023.radikal.ru/0912/11/36963a09ccebt.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i134/0912/40/b1f81b50b3dct.jpg)
Доктор Хоботов в «Палате № 6» (Евгений Стычкин) – шарообразный, как лампа на потолке, непроницаемо-обтекаемый и явно наделен скорее талантами администратора, чем врача (ну хоть грязь вычистил, и на том спасибо). А местами слегка зловещ, когда рассказывает, что шизофреников определяют, например, по запаху горького миндаля...
![](http://s50.radikal.ru/i129/0912/f9/1b191fa68b6at.jpg)
![](http://s44.radikal.ru/i105/0912/35/a3cfaf973ecet.jpg)
![](http://s49.radikal.ru/i123/0912/b3/909bfcbe987bt.jpg)
![](http://s02.radikal.ru/i175/0912/2c/07c22c8abf30t.jpg[/IMG)
Хоботов в «Рагине» (Дмитрий Муляр) – странным образом, как и Рагин, натура ищущая, он даже неравнодушен к лечению больных. Правда, до причин болезни ему нет дела, важно снятие проявлений, и признает он куда менее гуманные методы, вроде холодного душа и тяжелой работы, а еще вот мечтает завести вращательное кресло – пока что опытную модель демонстрирует обезьяна. Отцам города нравится. Это вам не «проникновение изнутри».
![](http://s55.radikal.ru/i150/0912/68/b5d997fd17e0t.jpg)
![](http://s56.radikal.ru/i153/0912/9e/069db8fcf89at.jpg)
![](http://i050.radikal.ru/0912/27/eea0fde96bcat.jpg)
![](http://i058.radikal.ru/0912/45/8f34021494ebt.jpg)
![](http://i044.radikal.ru/0912/2c/cec784b861edt.jpg)
А вот Михаила Аверьяновича у Серебренникова и вовсе нет. Видимо, ему уже некуда было там поместиться, и без того персонажей достаточно много. У Шахназарова их всех замещает Александр Панкратов-Черный – ну, вы знаете его амплуа, такой молодец целую комнату людей заменит...
![](http://s54.radikal.ru/i146/0912/20/1e4557ec6441t.jpg)
![](http://i061.radikal.ru/0912/df/d58a06beb9aat.jpg)
О городе в целом можно сказать то же, что и о больнице. Город «Рагина» - это провинция начала прошлого века, с щедрыми лужами, кривыми переулками, раритетными вывесками и необоримой пыльной тощищей.
![](http://i081.radikal.ru/0912/85/c20b60047182t.jpg)
![](http://i037.radikal.ru/0912/f2/21c7f7b9e1bct.jpg)
Город «Палаты № 6» достаточно приятен и даже красив – немалую роль в этом играют замечательные виды на монастырь.
![](http://s51.radikal.ru/i132/0912/dc/b852086c1886t.jpg)
![](http://s03.radikal.ru/i176/0912/4a/dea8e2730c62t.jpg)
А вот «отцы города» чем-то неуловимо похожи и там, и там...
![](http://s53.radikal.ru/i142/0912/0a/d3e90f9f078at.jpg)
![](http://s61.radikal.ru/i173/0912/e8/f725a51977ddt.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i148/0912/6b/7ed8c35eba79t.jpg)
![](http://s59.radikal.ru/i166/0912/6a/2a3e75c662fct.jpg)
![](http://s48.radikal.ru/i120/0912/c4/534542ad9891t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i147/0912/24/1d51d0143353t.jpg)
![](http://s42.radikal.ru/i098/0912/0b/e2f406bf7efat.jpg)
Ну и, как обычно, «куски фактуры», включая всяческие натюрморты – фильм
Серебренникова вообще без них представить невозможно, чего стоят только первые кадры, где процесс накрытия стола представляется «сквозь» тесты Роршаха...
![](http://s59.radikal.ru/i165/0912/2f/ff8a5ad77a08t.jpg)
![](http://i034.radikal.ru/0912/23/0cf28e3e95c3t.jpg)
![](http://i034.radikal.ru/0912/7b/fe72e2f3671dt.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i158/0912/7f/ce7642e9e492t.jpg)
![](http://s43.radikal.ru/i100/0912/d7/afcdc74188c1t.jpg)
![](http://i075.radikal.ru/0912/e9/a37d2e1fae09t.jpg)
![](http://s14.radikal.ru/i187/0912/ac/2a1dceee68act.jpg)
![](http://s47.radikal.ru/i116/0912/26/a03fe3cc911bt.jpg)
... и лишь со второго раза становится понятно, что у Шахназарова ассортимент деталей, пожалуй, не беднее, - и, даром что «документалистика» (а может, именно поэтому), шестидесятническая рагинская «берлога» реставрирована не менее тщательно, чем интерьеры чеховской эпохи в другом фильме...
![](http://s41.radikal.ru/i091/0912/81/d365f1bb3632t.jpg)
![](http://i044.radikal.ru/0912/3a/29e1de338692t.jpg)
![](http://i054.radikal.ru/0912/0d/fa47febb3352t.jpg)
![](http://s42.radikal.ru/i097/0912/2e/44b3d00ee110t.jpg)
Спасибо за любопытное сопоставление.
Спасибо за любопытное сопоставление. Для меня эта тема слишком мрачна. Я не смотрела фильмы. Рассказ, конечно, помню.)))
Да уж, если указанными симптомами можно что-нибудь заслужить, то 3/4 юзеров может спокойно присоединиться...