laughter lines run deeper than skin (с)
Вот, честно - пристрастия к блатным песням за мной не водилось никогда. Был период увлечения дворовыми балладами (совпадающий с экс-пионерскими лагерями), была (и была бы до сих пор) искренняя любовь к "Нашей гавани", было восхищение спектаклем Розовского - но из "песен неволи" в моей жизни есть разве что эпизод, когда дуэт главбуха (не я) и замглавбуха (я) за корпоративным столом надрывно и проникновенно исполнили "Таганку" :) И то никто из нас не знал дальше первого куплета...
Но как было, увидев книгу под названием "Песнь о моей Мурке", не словить оба контекста и не вцепиться в нее обеими руками? И не зря - я очень радуюсь, что она у меня есть. Это не антология и даже не апология, а именно история и бэкграунд. Оттуда можно узнать, почему шарлатанка с шарабаном бежала именно из-под Самары, какой национальности был "цыпленок жареный", какое отношение имеет та самая Мурка к экипажу "Челюскина", из каких времен катится паровоз, который "постой", как с одесского кичмана бежали два гренадера, и что жалИстнее продавать - бублички или папиросы... Мне было очень интересно :)
И какие там картинки, включая портрет цыпленка! (смотрееееть!)
оглавление
Апология, если есть, то вся ушла в предисловие, которое я, не удержусь, положу сюда, ибо это не кража, это коллекционирование :) Только, вопреки обыкновению, выкидываю холивар между автором и Марком Захаровым. Мне лично в мире холиваров и так хватает :)
А.Сидоров. «Граждане, послушайте меня...»
Русская блатная, или, правильнее сказать, уголовно-арестантская песня берет начало от песни разбойничьей. При этом надобно заметить, что русская разбойничья песня тесно связана с традициями песни народной, отличаясь от нее лишь по тематике. А так – те же стилистические приемы (зачины, параллелизмы и др.), даже язык не какой-то тайный, а обычный, доступный пониманию любого крестьянина или горожанина.
А почему? Да потому, что разбойничьи, уголовные песни, как объясняет нам известная энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; даже лучшие князья, как Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя, как при взятии Минска... Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV ст. приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени стало Поволжье и московская Украина. Впрочем, и Новгородский север пользовался в этом отношении незавидной славой. Многочисленные разбойничьи шайки из новгородской вольницы – «ушкуйники» - грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Самый страшный набег ушкуйников на Кострому отмечен в летописи под 1375 г. Предания о новгородских ушкуйниках отразились в былинах о Василии Буслаеве, в особенности в эпизоде встречи Васьки Буслаева с атаманами казачьими. На юго-восточных окраинах Московского царства с половины XV ст. разбойничество почти сливается с казачеством. Московское правительство вынуждено было посылать против разбойников военные отряды. Случалось, что разбойники разбивали царские войска и убивали воевод».
К сожалению, замечательная энциклопедия умалчивает о том главном, что делало разбойничьи песни не замкнутым фольклором преступников, а истинно народным достоянием. А причина состоит в том, что герой разбойничьих песен свободен от тяжкого труда и унижения крепостного крестьянина и солдата, а позже – фабричного рабочего, зависимого от хозяина. Разбойник – это прежде всего свободный, «вольный» человек. Причем свободен он практически от всего – от дома, семьи, морали и законов общества. Закон для него – это его собственная воля. Не случайно лишь в русском языке «воля» и «свобода» оказываются синонимами.


@темы: Коллекция предисловий, (Про)чтение

Комментарии
16.08.2011 в 20:55

пристрастия к блатным песням за мной не водилось никогда. И у меня. Но моей маме нравится.
искренняя любовь к "Нашей гавани", Мне было интересно смотреть. Кое-что нравилось.))))
www.youtube.com/watch?v=G7DZtZgiy6M&feature=rel...
история и бэкграунд. А это и мне интересно.))))
Интеллигенция поет блатные песни. ...Поют врачи, артисты и артистки. Поют в Пахре писатели на даче, Поют геологи и атомщики даже. Поют, как будто общий уговор у них или как будто все из уголовников. Это мне как раз знакомо. Правда, мои тети и дяди не пели, но слушали записи.))) В 70-е, помню хорошо.)))«Сегодня у меня такой важный день, я не могу иметь тайн перед моими товарищами. Я должен покаяться. В молодости я написал две песни, за которые мне было стыдно всю жизнь. Это «На Дерибасовской открылася пивная» и «Гоп-стоп, Зоя, кому давала стоя?»:lol::lol::lol: Хитрый ход!)))) Браво!))))

Спасибо!))) Интересная книга. Кстати... "выдавала себя за хипесницу (женщину, которая предлагает секс-услуги, а затем вымогает у клиента деньги при помощи «внезапно появившегося мужа»)" А это ведь не одни женщины так делали. Помнишь, я про короля писала, которого шантажировали любовник и его жена? А теперь прочла, что Форстер так же то ли попался, то ли чуть не попался... не поняла. Жена любовника появилась внезапно. ;-)
23.08.2011 в 18:13

laughter lines run deeper than skin (с)
Спасибо :sunny:
Вот мои родственники как-то на кассетах подобные песни "пролистывали". Помню до сих пор, как после двух строчек: "Написала Зойка мне письмо, а в письме два слова - не скучай", сестра нажала на кнопку, перемотала и пояснила мне: "плохая песня"... Любопытство, что же там было дальше, мучило меня до появления в Интернете :)
Хитрый ход! Точно! :)
Жена любовника появилась внезапно Вот, оказывается, целое ремесло :) И да, возможно, с мужчинами работает еще эффективнее...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии