laughter lines run deeper than skin (с)
БЕЗ ПАНИКИ, МАМОЧКА

Если вам случится быть в Лицее, превращенном в музей, постарайтесь не заострять внимания вашего ребенка на ведомости об успеваемости кудрявого лицеиста. Иначе: «Э, мамочка, как Пушкин-то учился!» - радостно заметит он, мгновенно проникшись глубокой симпатией к великому поэту.
И правда, разве суть в отметках? Вспомните бледных зубрил своего детства. Многие ли из них впоследствии попали в лауреаты? А ведь случалось и совсем страшное. На одном из петербургских кладбищ неизменное внимание любопытных посетителей привлекает надгробный камень с надписью: «Скончался от усердия к учению». Вашему сыну это не грозит, вы говорите? И прекрасно. Впрочем, хотелось бы еще, чтобы он вспоминал школьные годы с таким же светлым чувством, как Пушкин.
Но далеко не всем такое счастье выпадает. И теперь. И тогда. Обыкновенно в 16 лет происходили последний смотр и определение юношей на дальнейшую, весьма суровую учебу. Кстати, если подросток не обнаруживал на этом экзамене крепких знаний, взыскивалось прежде всего с родителей, а чадо отправлялось без всяких церемоний в матросы без права в дальнейшем выслужиться.
Показавшие себя с хорошей стороны определялись на профессиональное обучение. Это считалось государственной службой. И потому в школе боялись не столько учителя, сколько полагавшихся по закону наказаний за нерадение. За все предусматривалась отнюдь не внутришкольная, а уголовная кара: плети, батоги, тюремный арест, отдача в солдаты.
От необычайно суровой дисциплины отпрыски отправлялись в бега. Это приравнивалось к солдатскому дезертирству.
Прогул уроков считался уклонением от службы и носил старинное название «нетов». За «неты» расплачивались деньгами родители провинившихся: «а если не платят штраф, бить, пока не заплатят».
По правилам морской академии 1719 года за пропуск занятий полагалось «бить батогами и вычитывать за каждый день втрое полученного жалованья», то есть стипендии.
Однако, несмотря на все строгости властей и их намерение «произвесть людей способных к наукам», светлой дороге в царство знаний молодежь то и дело предпочитала сомнительное времяпрепровождение. В отчете Академии наук за 1759 год о подведомственных университете и гимназии сообщается, что «как между студентами, так и гимназистами находится почти половина отчасти пьяниц, забияк, ленивых, непонятливых и в учении никакого успеха не оказавших».
Людмила Третьякова. Журнал "Крестьянка", 1991 год.

@темы: В Мире Мудрых Мыслей

Комментарии
06.07.2012 в 20:42

После разбирательства выяснилось, что француз вовсе и не француз, а чистокровный чухонец. Интересно, чистокровный финн, что ли? Могли и кого-то другого, скажем, эстонца, так назвать...
Я, помнится, эту историю где-то читала, но там язык был назван.
12.07.2012 в 13:40

laughter lines run deeper than skin (с)
Вот мне тоже любопытно (по-моему, эстонец), но, наверное, в источнике тех лет так и был чухонец.
12.07.2012 в 13:54

наверное, в источнике тех лет так и был чухонец. Наверное. Мне просто показалось любопытным, что современный автор пишет без пояснений "чистокровный чухонец", будто точно известно, кто это и какая кровь текла в его жилах.)))
12.07.2012 в 15:44

laughter lines run deeper than skin (с)
Видимо, современный автор увлекся :)
12.07.2012 в 15:46

Ну, наверное.;)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail