Допрос продолжался много часов, и в конце следователь сказал мне - по-прежнему играя роль доброго знакомца:
- Это политическая ошибка - сажать вас за "Священную войну". Не я подписывал ордер на ваш арест - руководство. Я бы вас за это не сажал. Я бы вас посадил за пьесу "Статуя", она куда как более зловредна.(с) Юлиан Семенов Ну вот практически из-за этой формулировки через эн лет после всей этой истории, которая там по ссылке, одна книжечка с двумя одноактными пьесами Луиша де Стау Монтейро безмятежно поехала в Россию сквозь 2022 год...
(Нет, началось-то все это в январе. И поводом было то, что ну вот опять я не побываю в Португалии из-за этого ковида).
И в целом я вердикт поддерживаю. Не за что там особо сажать. Бывали в этом жанре вещи и повыразительнее (тем более что автор слишком увлекся Брехтом и с экспериментами перемудрил). Сейчас на многое здесь можно оглянуться с настроением "все-таки мы от чего-то здесь ушли... и не обязательно в лучшую сторону".
но не пропадать же добру
"Священная война" ((rtf), - она там, ясное дело, далеко не народная (опять же, Ангола на повестке дня), но довольно абстрактная и слишком завязана на генералов (которых можно невзначай перепутать, в том числе и на поле боя). Развенчание войны и сдирание позолоты в виде громких фраз, пышных парадов и красивых аксельбантов, пожалуй, и в самом деле перестало быть актуальным. Как-то выясняется, что эта монета спокойно ходит и со спиленным аверсом, безо всякой парадной стороны, в виде грязной и неприкрытой драки за ресурсы.
Потому что логика "у соседских корка, у нас пирожок" - это вам не аксельбанты. Она о тебе и обо мне.
А так все в традициях жанра.
СУФЛЕР. Дамы и господа, я нахожусь в эту минуту на Поле Славы, на Проспекте Трупов!Передо мной выступают армии. Мальчишки, еще юные, лишенные настоящего и будущего. Мальчишки, которые еще не жили, но уже убивали. Отечество переживает сейчас минуту славы. Поля не засеяны. Школы закрыты. Промышленность разрушена. Не хватает хлеба. Больным не хватает лекарств. Больницы переполнены ранеными. Бесспорно, мы переживаем сейчас минуту славы.
ОФИЦЕР НОЛЬ-НОЛЬ. Завершена священная война. Теперь, господа, отправляйтесь по домам и попытайтесь вновь отстроить ваш разрушенный домашний очаг.
ЖЕНА ГЕНЕРАЛА. Милый, я не успела сообщить тебе великолепную новость! У нас новый дом, его выделило государство – с центральным отоплением и всем остальным!
ОФИЦЕР НОЛЬ-НОЛЬ-НОЛЬ. Многие из вас будут бродить по улицам в поисках работы, а работы не будет.
ЖЕНА ГЕНЕРАЛА. Милый, как ты думаешь, тебя повысят по службе?
ПРАВЫЙ ГЕНЕРАЛ. Это гарантировано!
ОФИЦЕР НОЛЬ-НОЛЬ. Однако все эти жертвы принесены ради отечества. Это не жертвы – это почести!
ЖЕНА ГЕНЕРАЛА. Милый, я не знаю, что сталось бы с нами без отечества. Знаешь, так хорошо, когда в твоем распоряжении отечество!
"Статуя" ((rtf) также весьма экспериментальна (хотя проявляется это несколько поинтереснее, и прием звать актеров так, как их зовут в реале - одна из моих слабостей, лакомый кусочек для театральных студий с незаигранными именами). Развивается здесь одна из основных тем учебника по истории двадцатого века: почему, когда в городе объявляется персона из тех, "кто скажет - я знаю, как надо", весь город в ходе нового строительства разбирают ему на пьедестал?
(Почему-почему... Как и по вопросам предыдущей темы, любой игрок в цивку легко разберется, что автору ответить. Да мне-то, увы, в цивку играть не доводилось).
Неплохо, но как-то мало. Процесс перехода все же несколько длиннее, чем "бац, назначили врага, уничтожили и сразу уронили уровень добра").
МУЖЧИНА ИЗ КВАРТИРЫ 2. Люди передают власть одному человеку, и под конец он отождествляет себя с властью. Под конец он забывает, что власть вручена ему другими людьми, и считает, что имеет на нее право…
Небо становится все мрачнее… В мое время час сумерек не был печальным… но теперь…
Я еще помню… «Я целую тебя, и я – пламя!», «Священна земля, по которой мы ступаем, оттого, что мы ступаем по ней», «В городе, где не жила я, мой наследник будет жить»…
ДЕВУШКА ИЗ КВАРТИРЫ 3. Знамя и кровь!
ЖЕНЩИНА ИЗ КВАРТИРЫ 1. Отчизна и жертва!
СТАРУХА. Предки и смерть!
МУЖЧИНА ИЗ КВАРТИРЫ 2 (подойдя к рампе, останавливается и говорит, настороженный, с закрытыми глазами, будто мертвый). Всякий человек носит в себе жизнь и смерть. Есть те, кто прислушивается к жизни, и есть те, кто прислушивается к смерти.
Я прислушивался к смерти. Сейчас перед вами – труп человека.
(Его голос становится громче).
Человек, который отдаляется от других людей, умирает.
Человек, который отнимает свободу у другого человека, умирает.
Человек, который боится чужой свободы, умирает.
Человек, который считает себя вправе убивать, умирает.
МУЖЧИНА ИЗ КВАРТИРЫ 5. Вождь! Вождь! Тут есть человек, который отказывается работать на строительстве статуи!
МУЖЧИНА ИЗ КВАРТИРЫ 2 (делает полуоборот, оборачивается к персонажам на сцене и кричит): Убить его!
![](https://diary.ru/resize/-/-/6/3/0/4/630453/EQzkZ.jpg)
(Мироздание в ответ подмигнуло еще раз: так, значит, вот прямо неймется побыть журналом "Горький"? Не хватает тебе
хорошо написанной пьесы про антивоенный протест?
НУ ДЕРЖИ.
Ну держу. Протест-то не самый убедительный (со стороны персонажа, а не авторов), а пьеса написана хорошо. Давно. Про Запад. Не по-португальски. Выпутаюсь из всех авторских словесных ловушек и приволоку, никуда не денусь).