laughter lines run deeper than skin (с)
А что мне сегодня попалось в руки... Вот такая антология мне попалась:
Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология/Сост.,вступ. ст., коммент.,послесл. О. Б.Кушлиной.-М. :Высш.шк. ,1993.-478с.-(Б-ка студента-словесника).
Благодаря ей я могу теперь вернуться к судьбе Евгения Онегина в советское время.
читать дальшеКак уже упоминалось, А.Архангельский и М.Пустынин отправили пушкинского героя в советскую Москву. Реалии эпохи с первых строк дают о себе знать:
Обилие стихов и прозы
Завбибов делает бодрей.
(Читатель рифмы ждет: колхозы!
На, вот возьми ее скорей!)
Завбибы, то есть заведующие библиотеками, здесь появились не случайно: авторы сосредоточивают свой взгляд на библиофильских пристрастиях современного Онегина.
И быстрых очеркистов зразы,
И мемуаров жаркий пыл,
И Караваевой рассказы
Онегин собирать любил.
Он (специально для Татьяны!)
Скупал Романова романы,
И у него имел постой
Не Лев, а Алексей Толстой.
Впрочем, Евгений остался верен своей неприязни к художественной литературе - ему стало даже не до Адама Смита, а книги интересуют его совсем по другим причинам:
Читал Онегин без охоты…
(У каждого свои грешки),
Его прельщали переплеты
И золотые корешки,
Павлиний цвет суперобложек,
Набор узоров и дорожек
Необычайной красоты,
Неизъяснимые шрифты
Неописуемых тиснений,
Концовок и заставок вязь,
Что, и виясь и золотясь,
Венчают пышность сочинений.
Какой фантазии полет!
Дороже книги переплет!
(...)
Но, книги в руки брать жалея
(Над переплетами дрожал!),
Онегин Свифта не читал,
И не читал он Апулея.
Был не прочитан и Лесков.
И ты, читатель, не таков?
Литературные вкусы его возлюбленной тоже претерпели некоторые коррективы - она сменила романы на поэзию:
Любила лирику Татьяна
И поэтическую грусть.
Она Молчанова Ивана
И Инбер знала наизусть.
Ей Безыменский был приятен,
Зато Сельвинский непонятен…
Советское время раскрыло перед героиней новые возможности: она столько времени провела на литературных вечерах в Политехническом музее, что в альбом ей уже пишут не какой-нибудь Буянов или Петушков, а наимоднейшие поэты:
Среди стихов, в альбом включенных
(Весьма потрепанный альбом
Был в переплете голубом!)
В глаза бросалась зззудь Крученых,
Сей переросток-футурист
Любил зузукнуть в каждый лист.
Писал Кирсанов: «Стих буяна!
О, бойтесь
. рифмо
. взрывных
. бомб!
Я
. бомбу
. подложу
. в альбом.
Бомбистом
. сел бы
. бомбу
. я на!
Не
. развлеченья для –
. дабы
Взорвать
. альбом,
. как старый
. быт!»
(...)
И, преисполненный азарта,
В альбоме Жаров начертал:
«Для женщин новый век настал!
Да здравствует! Восьмое!! Марта!!!
Татьяна! Помни лозунг дня:
Люби колхозного коня!»
Если у Верховского (Снайпера) Онегин побывал в Ленинграде в 1934 году, то "Возвращение Онегина" по воле А.Хазина произошло уже после окончания Великой Отечественной войны:
О слава, слава Ленинграду!
Прошли мы грозную блокаду,
Сражались, веря, для того,
Чтоб быть достойными его… - восклицает автор, живописуя красоты города на Неве.
Здесь с Пушкиным встречался Глинка
И мчался Лермонтов младой,
Лениво шел Крылов домой…
Но все это уже старинка,
Известно всем, что Михалков
Намного выше, чем Крылов.
Однако квартирный вопрос портит ленинградцев не меньше, чем москвичей, и у пушкинского героя, попавшего в современный Ленинград, прежде всего возникают существенные трудности с пропиской:
Затем вопрос поставлен твердо:
-Где проживали раньше вы?
Онегин отвечает гордо:
-Родился на брегах Невы.
-В каком прописаны вы доме?
-Описан я в четвертом томе,
И, описав меня, поэт
Не дал мне справки… - Справки нет?! –
Спросил уныло голос женский, -
Тогда помочь не можем вам.
Сегодня вы явились к нам,
А там придет товарищ Ленский,
Приедет belle-ТатианА,
Вас много там, а я одна.
Да и вместо старомодных экипажей Онегину приходится познать все прелести трамвайной давки:
Судьба Евгения хранила,
Ему лишь ногу отдавило,
И только раз, толкнув в живот,
Ему сказали: «Идиот!»
А встреча с современной Татьяной и вовсе повергает героя в шок:
Евгений слышит голос нежный,
Когда-то волновавший кровь,
Быть может, вдруг в душе мятежной
Былая вспыхнула любовь.
Друзья, мне радостно и больно,
Мое перо дрожит невольно,
Онегин видит в вышине
Свою Татьяну на окне.
С утра в домашней спецодежде
Она ведро и кисть берет
И красит стены, и поет:
«Пускай погибну я, но прежде
Я дом свой выкрасить должна,
Привычка свыше нам дана».
Уже имеющий за плечами эпопею о приключениях Онегина LOLO вслед за эмигрировавшим русским дворянством отправил героя в Ниццу - ведь у Пушкина он так и не смог побывать за пределами России:
Красоты Ниццы (звонко петь их
Не стану я в набросках этих)
Воспеты вдоль и поперек.
Пусть Ленский льет каскады строк, -
Ему, поэту, книги в руки:
Он любит музы нежный бред…
Пусть, южным солнышком согрет,
Он жадно ловит «моря звуки»,
«Ню» загорающих наяд,
«Майо» и «руж» и страсти яд.
(...)
На «Променаде». Россияне,
Все те, кого спугнул Ильич,
Сидят с проектами в кармане…
Шоферы, гиды-киевляне,
А негр в приморском ресторане
Загримированный москвич.
А вот Юрий Казарновский, пародии которого дошли до нас аж из Соловецкого лагеря особого назначения, вплотную занялся судьбой другого пушкинского героя - того самого хрестоматийного дяди. Судьба его, как и автора, отнюдь не хранила - даже рифм за эти годы читатель приучился ждать уже других:
Мой дядя самых честных правил,
Когда внезапно «занемог»,
Москву он тотчас же оставил,
Чтоб в Соловках отбыть свой срок.
Он был помещик. Правил гладко,
Любил беспечное житье.
Читатель рифмы ждет: десятка –
Так вот она – возьми ее!
Ему не милы те широты,
И вид Кремля ему не мил,
Сперва за ним ходил комроты,
Потом рукраб его сменил.
Мы все учились понемногу,
Втыкали резво где-нибудь,
Баланов (большое бревно - FG)сотней (слава богу?)
У нас не мудрено блеснуть.
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
В бушлат USLONовский одет,
Мой дядюшка не взвидел свет.
УСЛОН - Управление Соловецких лагерей особого назначения
А вот сусально-простонародного Онегина Л.Аркадского, он же сатириконовец Аркадий Бухов, я, пожалуй, приведу полностью, уж больно колоритен. И, несмотря на все это смехачество, повод для написания его был совсем не шуточным - как раз решался вопрос о том, с кем пойдет дальше пресловутый корабль современности...
«Евгений Онегин» по Луначарскому
Тов.Луначарский стоит за демократизацию искусства. Очень правильная мысль. Буду радостно приветствовать приход новых демократических писателей, которые сумеют художественную литературу сделать достоянием трудовых масс.
Но товарищ Луначарский обвиняет всю классическую литературу в буржуазности. Испуганный за участь нашей классической литературы, особенно, если ее судьба будет решаться голосованием, я предлагаю поручить мне исправление некоторых из классических произведений, причем в доказательство прилагаю при сем исправленного «Евгения Онегина», в готовом виде не только для чтения, но и для постановки на сцене.
. Действие I.
В буржуазном семействе Лариных.
Л а р и н а и Т а т ь я н а (поют)
Соловей, соловей –
Пташечка,
Канареечка – жалобно поет.
Ать, два, ать, два…
Т о в. Л е н с к и й
Прошу прощеньица, мадам,
Привел Онегина я к вам.
О н е г и н
Я ихний писарь ротный
И к вам пришел охотно.
Л а р и н а (приветливо)
Скоротаем времечко,
Погрызем-ка семечки.
(Лузгают. Музыка играет: «Маруся отравилась»)
О н е г и н (отводит Татьяну в сторону)
Вы прекрасны, словно роза,
Только разница одна:
Роза вянет от мороза –
Ваша прелесть никогда.
Т а т ь я н а (подтанцовывая)
Долго в девках я сидела,
Не пилось, не елося,
Как миленка разглядела,
Замуж захотелося.
Т о в. Л е н с к и й (интимно Лариной)
Он ей понравился. Я рад.
Старушка! Есть денатурат?
(Ларина извиняется.)
О н е г и н (ухаживая, смотрит на луну)
Нынче звезды, что рублевки,
А луна, что четвертак.
Нынче девки ходят в юбках,
А робята в спинжаках.
Брось ломаться, приголубь,
Подарю целковый – рупь.
Т а т ь я н а (кокетливо)
Ах, не трогай мово платья,
Не зови ты на Неву.
Ах, оставьте ваш характер:
Я с мамашенькой живу.
. Занавес
. Действие II.
. Танька пишет.
Т а т ь я н а (поет няньке)
Нянька, ставь самовар,
Золотые чашки;
Ко мне миленький придет
В вышитой рубашке.
(Остается одна. Задумывается)
Я милого узнаю по походке:
Он носит плюшевы штаны,
Шляпку носит он панаму,
Ботиночки он носит на рантах…
(Плачет)
Напишу ему бумагу,
А сама в могилу лягу.
Ты лети письмо, лети,
Только хвостиком верти.
(Пишет и поет)
Зачем, зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья?
Машка любит ананас,
Я люблю варенье…
Любви никакой я не зна-а-ала,
Была я примерная дочь,
Пока я дружка не увидала
В осеннюю темную ночь.
Моя записочка расскажет
О том, что я тебя люблю:
Пускай могила меня накажет,
Кого люблю я – с тем умру.
. Занавес
. Действие III.
. Буржуазное веселье.
(На балу Лариных. Хор поет)
Что ты, Ленский, не танцуешь,
Что семянки не грызешь,
Понапрасну губы дуешь,
Даму в польку не зовешь?
Т о в. Л е н с к и й
Ах, места себе не нахожу я…
Влюбилась Ольга в писаря-буржуя…
О н е г и н
Ах, Ленский, я скрывать не стану,
Я обольстил уже Татьяну.
Т о в .Л е н с к и й
А Ольгу будешь обольщать?
О н е г и н
Ну, нет. На Ольгу наплевать!
(Ленский бьет стекла)
Х о р
В чем дело? В чем дело?
Сестра сестру задела.
Т о в . Л е н с к и й
Где Ольга? Ихний кто супруг?
Онегин больше мне не друг.
(Ольге)
Любил как я, страдал как я,
А ты забыла про меня!
Разве это так возможно –
От меня подарки брать,
А потом неосторожно
С Женькой польку танцевать?
В вашем доме! В вашем доме!
Обижают, как пса на соломе!
О н е г и н
Прошу не говорить мне разные слова!
Т о в . Л е н с к и й
Себя я удержу ль едва.
(Бьет Онегина сапогом в живот)
Не удержал!
Л а р и н а
В семейном доме и скандал,
Твердила дочкам я сто крат:
Не приводите в дом солдат.
О н е г и н
Прощайте, девки. Надоели,
Иду стреляться на дуэли.
Т о в . Л е н с к и й
Еще и суток не пройдет –
Я попаду ему в живот.
. Занавес
. Действие IV
. Самосуд над Ленским.
Т о в. Л е н с к и й (перед дуэлью)
Последний нынешний денечек
Гуляю с вами я, друзья,
А завтра в маршевую роту
Пошлет правительство меня.
Взойдет заутра луч денницы,
И заиграет яркий день.
Хотел бы я повеселиться,
Да перед смертью что-то лень.
(Онегин приближается с секундантами, уверен в себе.)
О н е г и н (напевает)
Ах, Ленский… Прибежал, собака?
Вали, робя! Начнется драка…
(Бросается на Ленского. Дерутся. Секунданты поют: «Соловей, соловей, пташечка…»)
. Занавес
. Действие Y.
. Сорвалось.
(Бал у Татьяны. Гости едят арбуз, грызут семечки, щекочут друг друга. Муж Татьяны играет на гармошке.)
Т а т ь я н а
Девка перевенчана –
Вот тебе и женщина.
Я другому отдана –
Буду век ему верна!
О н е г и н (подтанцовывает)
Волосы не чесаны,
Что-то тянет на еду!
Меня милка бросила,
Я другую заведу!
М у ж Т а т ь я н ы (публике)
В тоске бесплодных сожалений
К ейным ногам упал Евгений.
(Оркестр играет «Тоску по родине». Хор поет.)
Три деревни, два села,
Куда девки, я туда.
. Занавес
Если даже после этого тов.Луначарский не найдет, что классики, при снисходительном к ним отношении, легко могут быть приспособлены к снятию с них буржуазного налета и приобщению их к области пролетарского искусства, прямо не знаю, уж что ему надо…
Русская литература ХХ века в зеркале пародии: Антология/Сост.,вступ. ст., коммент.,послесл. О. Б.Кушлиной.-М. :Высш.шк. ,1993.-478с.-(Б-ка студента-словесника).
Благодаря ей я могу теперь вернуться к судьбе Евгения Онегина в советское время.
читать дальшеКак уже упоминалось, А.Архангельский и М.Пустынин отправили пушкинского героя в советскую Москву. Реалии эпохи с первых строк дают о себе знать:
Обилие стихов и прозы
Завбибов делает бодрей.
(Читатель рифмы ждет: колхозы!
На, вот возьми ее скорей!)
Завбибы, то есть заведующие библиотеками, здесь появились не случайно: авторы сосредоточивают свой взгляд на библиофильских пристрастиях современного Онегина.
И быстрых очеркистов зразы,
И мемуаров жаркий пыл,
И Караваевой рассказы
Онегин собирать любил.
Он (специально для Татьяны!)
Скупал Романова романы,
И у него имел постой
Не Лев, а Алексей Толстой.
Впрочем, Евгений остался верен своей неприязни к художественной литературе - ему стало даже не до Адама Смита, а книги интересуют его совсем по другим причинам:
Читал Онегин без охоты…
(У каждого свои грешки),
Его прельщали переплеты
И золотые корешки,
Павлиний цвет суперобложек,
Набор узоров и дорожек
Необычайной красоты,
Неизъяснимые шрифты
Неописуемых тиснений,
Концовок и заставок вязь,
Что, и виясь и золотясь,
Венчают пышность сочинений.
Какой фантазии полет!
Дороже книги переплет!
(...)
Но, книги в руки брать жалея
(Над переплетами дрожал!),
Онегин Свифта не читал,
И не читал он Апулея.
Был не прочитан и Лесков.
И ты, читатель, не таков?
Литературные вкусы его возлюбленной тоже претерпели некоторые коррективы - она сменила романы на поэзию:
Любила лирику Татьяна
И поэтическую грусть.
Она Молчанова Ивана
И Инбер знала наизусть.
Ей Безыменский был приятен,
Зато Сельвинский непонятен…
Советское время раскрыло перед героиней новые возможности: она столько времени провела на литературных вечерах в Политехническом музее, что в альбом ей уже пишут не какой-нибудь Буянов или Петушков, а наимоднейшие поэты:
Среди стихов, в альбом включенных
(Весьма потрепанный альбом
Был в переплете голубом!)
В глаза бросалась зззудь Крученых,
Сей переросток-футурист
Любил зузукнуть в каждый лист.
Писал Кирсанов: «Стих буяна!
О, бойтесь
. рифмо
. взрывных
. бомб!
Я
. бомбу
. подложу
. в альбом.
Бомбистом
. сел бы
. бомбу
. я на!
Не
. развлеченья для –
. дабы
Взорвать
. альбом,
. как старый
. быт!»
(...)
И, преисполненный азарта,
В альбоме Жаров начертал:
«Для женщин новый век настал!
Да здравствует! Восьмое!! Марта!!!
Татьяна! Помни лозунг дня:
Люби колхозного коня!»
Если у Верховского (Снайпера) Онегин побывал в Ленинграде в 1934 году, то "Возвращение Онегина" по воле А.Хазина произошло уже после окончания Великой Отечественной войны:
О слава, слава Ленинграду!
Прошли мы грозную блокаду,
Сражались, веря, для того,
Чтоб быть достойными его… - восклицает автор, живописуя красоты города на Неве.
Здесь с Пушкиным встречался Глинка
И мчался Лермонтов младой,
Лениво шел Крылов домой…
Но все это уже старинка,
Известно всем, что Михалков
Намного выше, чем Крылов.
Однако квартирный вопрос портит ленинградцев не меньше, чем москвичей, и у пушкинского героя, попавшего в современный Ленинград, прежде всего возникают существенные трудности с пропиской:
Затем вопрос поставлен твердо:
-Где проживали раньше вы?
Онегин отвечает гордо:
-Родился на брегах Невы.
-В каком прописаны вы доме?
-Описан я в четвертом томе,
И, описав меня, поэт
Не дал мне справки… - Справки нет?! –
Спросил уныло голос женский, -
Тогда помочь не можем вам.
Сегодня вы явились к нам,
А там придет товарищ Ленский,
Приедет belle-ТатианА,
Вас много там, а я одна.
Да и вместо старомодных экипажей Онегину приходится познать все прелести трамвайной давки:
Судьба Евгения хранила,
Ему лишь ногу отдавило,
И только раз, толкнув в живот,
Ему сказали: «Идиот!»
А встреча с современной Татьяной и вовсе повергает героя в шок:
Евгений слышит голос нежный,
Когда-то волновавший кровь,
Быть может, вдруг в душе мятежной
Былая вспыхнула любовь.
Друзья, мне радостно и больно,
Мое перо дрожит невольно,
Онегин видит в вышине
Свою Татьяну на окне.
С утра в домашней спецодежде
Она ведро и кисть берет
И красит стены, и поет:
«Пускай погибну я, но прежде
Я дом свой выкрасить должна,
Привычка свыше нам дана».
Уже имеющий за плечами эпопею о приключениях Онегина LOLO вслед за эмигрировавшим русским дворянством отправил героя в Ниццу - ведь у Пушкина он так и не смог побывать за пределами России:
Красоты Ниццы (звонко петь их
Не стану я в набросках этих)
Воспеты вдоль и поперек.
Пусть Ленский льет каскады строк, -
Ему, поэту, книги в руки:
Он любит музы нежный бред…
Пусть, южным солнышком согрет,
Он жадно ловит «моря звуки»,
«Ню» загорающих наяд,
«Майо» и «руж» и страсти яд.
(...)
На «Променаде». Россияне,
Все те, кого спугнул Ильич,
Сидят с проектами в кармане…
Шоферы, гиды-киевляне,
А негр в приморском ресторане
Загримированный москвич.
А вот Юрий Казарновский, пародии которого дошли до нас аж из Соловецкого лагеря особого назначения, вплотную занялся судьбой другого пушкинского героя - того самого хрестоматийного дяди. Судьба его, как и автора, отнюдь не хранила - даже рифм за эти годы читатель приучился ждать уже других:
Мой дядя самых честных правил,
Когда внезапно «занемог»,
Москву он тотчас же оставил,
Чтоб в Соловках отбыть свой срок.
Он был помещик. Правил гладко,
Любил беспечное житье.
Читатель рифмы ждет: десятка –
Так вот она – возьми ее!
Ему не милы те широты,
И вид Кремля ему не мил,
Сперва за ним ходил комроты,
Потом рукраб его сменил.
Мы все учились понемногу,
Втыкали резво где-нибудь,
Баланов (большое бревно - FG)сотней (слава богу?)
У нас не мудрено блеснуть.
……………………………
……………………………
……………………………
……………………………
В бушлат USLONовский одет,
Мой дядюшка не взвидел свет.
УСЛОН - Управление Соловецких лагерей особого назначения
А вот сусально-простонародного Онегина Л.Аркадского, он же сатириконовец Аркадий Бухов, я, пожалуй, приведу полностью, уж больно колоритен. И, несмотря на все это смехачество, повод для написания его был совсем не шуточным - как раз решался вопрос о том, с кем пойдет дальше пресловутый корабль современности...
«Евгений Онегин» по Луначарскому
Тов.Луначарский стоит за демократизацию искусства. Очень правильная мысль. Буду радостно приветствовать приход новых демократических писателей, которые сумеют художественную литературу сделать достоянием трудовых масс.
Но товарищ Луначарский обвиняет всю классическую литературу в буржуазности. Испуганный за участь нашей классической литературы, особенно, если ее судьба будет решаться голосованием, я предлагаю поручить мне исправление некоторых из классических произведений, причем в доказательство прилагаю при сем исправленного «Евгения Онегина», в готовом виде не только для чтения, но и для постановки на сцене.
. Действие I.
В буржуазном семействе Лариных.
Л а р и н а и Т а т ь я н а (поют)
Соловей, соловей –
Пташечка,
Канареечка – жалобно поет.
Ать, два, ать, два…
Т о в. Л е н с к и й
Прошу прощеньица, мадам,
Привел Онегина я к вам.
О н е г и н
Я ихний писарь ротный
И к вам пришел охотно.
Л а р и н а (приветливо)
Скоротаем времечко,
Погрызем-ка семечки.
(Лузгают. Музыка играет: «Маруся отравилась»)
О н е г и н (отводит Татьяну в сторону)
Вы прекрасны, словно роза,
Только разница одна:
Роза вянет от мороза –
Ваша прелесть никогда.
Т а т ь я н а (подтанцовывая)
Долго в девках я сидела,
Не пилось, не елося,
Как миленка разглядела,
Замуж захотелося.
Т о в. Л е н с к и й (интимно Лариной)
Он ей понравился. Я рад.
Старушка! Есть денатурат?
(Ларина извиняется.)
О н е г и н (ухаживая, смотрит на луну)
Нынче звезды, что рублевки,
А луна, что четвертак.
Нынче девки ходят в юбках,
А робята в спинжаках.
Брось ломаться, приголубь,
Подарю целковый – рупь.
Т а т ь я н а (кокетливо)
Ах, не трогай мово платья,
Не зови ты на Неву.
Ах, оставьте ваш характер:
Я с мамашенькой живу.
. Занавес
. Действие II.
. Танька пишет.
Т а т ь я н а (поет няньке)
Нянька, ставь самовар,
Золотые чашки;
Ко мне миленький придет
В вышитой рубашке.
(Остается одна. Задумывается)
Я милого узнаю по походке:
Он носит плюшевы штаны,
Шляпку носит он панаму,
Ботиночки он носит на рантах…
(Плачет)
Напишу ему бумагу,
А сама в могилу лягу.
Ты лети письмо, лети,
Только хвостиком верти.
(Пишет и поет)
Зачем, зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья?
Машка любит ананас,
Я люблю варенье…
Любви никакой я не зна-а-ала,
Была я примерная дочь,
Пока я дружка не увидала
В осеннюю темную ночь.
Моя записочка расскажет
О том, что я тебя люблю:
Пускай могила меня накажет,
Кого люблю я – с тем умру.
. Занавес
. Действие III.
. Буржуазное веселье.
(На балу Лариных. Хор поет)
Что ты, Ленский, не танцуешь,
Что семянки не грызешь,
Понапрасну губы дуешь,
Даму в польку не зовешь?
Т о в. Л е н с к и й
Ах, места себе не нахожу я…
Влюбилась Ольга в писаря-буржуя…
О н е г и н
Ах, Ленский, я скрывать не стану,
Я обольстил уже Татьяну.
Т о в .Л е н с к и й
А Ольгу будешь обольщать?
О н е г и н
Ну, нет. На Ольгу наплевать!
(Ленский бьет стекла)
Х о р
В чем дело? В чем дело?
Сестра сестру задела.
Т о в . Л е н с к и й
Где Ольга? Ихний кто супруг?
Онегин больше мне не друг.
(Ольге)
Любил как я, страдал как я,
А ты забыла про меня!
Разве это так возможно –
От меня подарки брать,
А потом неосторожно
С Женькой польку танцевать?
В вашем доме! В вашем доме!
Обижают, как пса на соломе!
О н е г и н
Прошу не говорить мне разные слова!
Т о в . Л е н с к и й
Себя я удержу ль едва.
(Бьет Онегина сапогом в живот)
Не удержал!
Л а р и н а
В семейном доме и скандал,
Твердила дочкам я сто крат:
Не приводите в дом солдат.
О н е г и н
Прощайте, девки. Надоели,
Иду стреляться на дуэли.
Т о в . Л е н с к и й
Еще и суток не пройдет –
Я попаду ему в живот.
. Занавес
. Действие IV
. Самосуд над Ленским.
Т о в. Л е н с к и й (перед дуэлью)
Последний нынешний денечек
Гуляю с вами я, друзья,
А завтра в маршевую роту
Пошлет правительство меня.
Взойдет заутра луч денницы,
И заиграет яркий день.
Хотел бы я повеселиться,
Да перед смертью что-то лень.
(Онегин приближается с секундантами, уверен в себе.)
О н е г и н (напевает)
Ах, Ленский… Прибежал, собака?
Вали, робя! Начнется драка…
(Бросается на Ленского. Дерутся. Секунданты поют: «Соловей, соловей, пташечка…»)
. Занавес
. Действие Y.
. Сорвалось.
(Бал у Татьяны. Гости едят арбуз, грызут семечки, щекочут друг друга. Муж Татьяны играет на гармошке.)
Т а т ь я н а
Девка перевенчана –
Вот тебе и женщина.
Я другому отдана –
Буду век ему верна!
О н е г и н (подтанцовывает)
Волосы не чесаны,
Что-то тянет на еду!
Меня милка бросила,
Я другую заведу!
М у ж Т а т ь я н ы (публике)
В тоске бесплодных сожалений
К ейным ногам упал Евгений.
(Оркестр играет «Тоску по родине». Хор поет.)
Три деревни, два села,
Куда девки, я туда.
. Занавес
Если даже после этого тов.Луначарский не найдет, что классики, при снисходительном к ним отношении, легко могут быть приспособлены к снятию с них буржуазного налета и приобщению их к области пролетарского искусства, прямо не знаю, уж что ему надо…